Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Шестилетний опыт создания филиала Пограничной академии ФСБ России, его
становления и преобразования в Институт береговой охраны в г. Анапе,
исследование наиболее эффективного пути создания системы
профессионального образования специалистов береговой охраны в
современных условиях привели к законченному диссертационному
исследованию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
К сожалению родное ведомство не допустило данную работу к защите.
Однако по мнению многих авторитетных специалистов в этой области работа дает верное концептуальное направление реформирования высшего
военного профессионального образования. Основу концепции построения
системы высшего профессионального образования посылаю Вам для
ознакомления. Может быть изложенная позиция поможет найти верное
направление реформирования профессионального образования в нашей
стране, сохранив при этом все положительные качества советского периода.
С уважением, капитан 1 ранга Герасимов Александр Николаевич, доцент
ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Реформирование отечественного образования в целом и его составной части
– профессионального образования проходит в период интеграции
экономики страны в мировую экономику, что приводит к необходимости
перехода всех сторон нашей жизни и профессиональной деятельности на
рыночные принципы и правила. Это обстоятельство заставляет
рассматривать образование как некое производство, которое, в условиях
рынка, способно функционировать и развиваться рентабельно, в противном
случае оно обанкротиться, не найдя потребности в своей продукции. Другими словами, образование, особенно его профессиональная часть, должно быть эффективным и работать результативно.
Эффективность – это относительная характеристика результативности
деятельности любой системы, в том числе и системы образования,
отражающаяся в различных показателях. Причем эти показатели имеют как
количественные, так и качественные характеристики. Другими словами,
эффективность деятельности системы должна быть выражена, в конечном
счете, через показатели эффективности.
То есть, любые изменения в организации системы должны отвечать
определенным ее целям, достижение которых предопределяет, будет или нет
эффективной работа рассматриваемой образовательной системы.
В связи с этим необходима взаимная увязка понятий «результативность» и «эффективность».
В современном понимании эти понятия трактуются следующим образом:
«результативность является следствием того, что делаются нужные и
правильные вещи, а эффективность – следствием того, что правильно
создаются эти самые вещи».
В экономической теории различают два типа эффективности: экономическую
и социальную. Экономическая эффективность характеризуется отношением
полученного результата к затратам. Социальная эффективность выражает
степень удовлетворения спроса потребителей (заказчиков) на производимую
продукцию.
И хотя эти два определения лежат в области товарного производства, они
в полной мере могут быть применены в сфере профессионального
образования, поскольку профессиональное образование есть не что иное,
как производство квалифицированных профессиональных кадров.
Под результатами, в данном случае, следует понимать содержание знаний,
умений и навыков, получаемых студентом в системе профессионального
образования, а затраты – как их соотношение с количественными
показателями обучения в данной системе (сроки, финансовые расходы,
материально-техническая база и т.п.).
Спросом потребителя, в данном случае, будет уровень мотивации к
обучению в данной системе и профессиональной деятельности после
обучения, востребованности выпускников системы образования на рынке
труда, их служебный рост и т.п.
Реформирование системы профессионального образования с целью получения
на выходе эффективного и результативного производства требует
построения совокупности смысловых характеристик этого явления, т.е.
построения соответствующей терминосистемы, характеризующей этот процесс
предельно определенно посредством трактовки содержащихся в нем понятий.
Профессиональное образование, понятие, складывающееся из двух терминов:
профессия и образование, каждый из которых имеет свое значение.
Законодательная база не дает однозначного содержания термина
«профессия». Справочная литература дает его слишком краткое
определение. Так, «Новая иллюстрированная энциклопедия» 2003 г.
издания дает следующую трактовку: профессия это «род трудовой
деятельности, требующий определенной подготовки». «Словарь современного
русского языка» 2003 г. издания дает то же определение. Другие подобные
издания в принципе повторяют то же самое.
Наиболее развернутое содержание данного понятия изложено в словаре
юридических терминов справочной информационной системы «Гарант»:
«Профессия (от лат. professio - занятие, специальность), род трудовой
деятельности, требующий комплекса специальных теоретических знаний и
практических навыков, приобретаемых в результате подготовки и трудового
опыта. Функциональное содержание профессии определяется содержанием
трудовых операций, связанных с характером технологического процесса,
орудиями и предметами труда. Каждая профессия занимает определенное
место в разделении труда, развивающемся под влиянием
научно-технического прогресса…».
Другими словами «профессия» это род трудовой деятельности в одной из
сфер разделения труда, объединенный своими целями, объектами,
направлениями деятельности, технологией производства и требующий для
достижения целей комплекса специальных теоретических знаний и
практических навыков, полученных в ходе обучения.
Содержание термина «образование» изложено в Законе Российской Федерации
"Об образовании" в редакции от 13 января 1996 г. Под образованием в
настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и
обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных
государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Объединение значения двух терминов в одно понятие позволяет понимать
под «профессиональным образованием» процесс воспитания и обучения
специалиста в интересах определенного рода трудовой деятельности с
целью освоения им соответствующей этому роду трудовой деятельности
профессии.
Обучение в системе профессионального образования заканчивается
приобретением определенной специальности, специализации и
профессиональной квалификации.
Трактовка данных понятий не однозначна. Так «Словарь современного русского языка» 2003 г. издания дает следующие определения:
специальность это:
- отдельная отрасль науки, техники, мастерства;
- профессия, основная квалификация,
квалификация это:
- степень годности к какому-нибудь виду деятельности;
- профессия, специальность,
понятие специализации вообще не определено.
«Новая иллюстрированная энциклопедия» 2003 г. издания вообще не дает
содержание понятий «специальность» и «специализация», а «квалификация»
трактуется как уровень подготовленности, степень годности к
какому-нибудь виду труда и как профессия, специальность.
Словарь юридических терминов справочной информационной системы «Гарант»
не дает содержания понятий «специальность», зато определяет
«специализацию» как «форму разделения труда, при которой человек или
компания концентрируется на выполнении одного или ограниченного числа
видов деятельности. Специализируясь на единственной рабочей операции
или работе, человек обычно работает с большей производительностью,
поскольку знакомые действия и постоянное повторение развивают навыки и
работник не теряет время на переход с одной операции на другую…».
Этот же словарь трактует «квалификацию» от латинских слов «qualis» -
какой по качеству и «facio» - делаю, т.е. характеризует качество
выполненного труда. При этом в трудовом праве различают квалификацию
работы и квалификацию отдельных работников.
«Квалификация работника» - это степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы.
Вышеизложенное показывает, что очень важные для понимания
рассматриваемого явления термины и определения не приведены в систему и
не дают возможности построить совокупность смысловых характеристик
этого явления, т.е характеризовать этот процесс предельно определенно
посредством трактовки содержащихся в нем понятий.
Следует отметить, что до появления Закона об образовании 10 июля 1992
года в стране не было понятия «профессиональное образование». Наше
общество использовало понятие «специальное образование», которое было
ориентировано на получение специальности. Видимо поэтому справочная и
энциклопедическая литература, в большинстве случаев, профессию,
специальность и квалификацию характеризует как синонимы.
Однако, логика построения структуры профессиональной деятельности во
всех ее сферах говорит о том, что эти термины не могут означать одного
и того же и находятся между собой в системной, неразрывной связи. Это
позволяет наделить данные термины и определения необходимой смысловой
характеристикой.
Опираясь на имеемую информацию и двигаясь от общего к частному можно
прийти к пониманию того, что «профессия», «специальность» и
«специализация» есть количественные проявления профессиональной
деятельности, характеризующие способность участника процесса заниматься
одним из родов трудовой деятельности в системе разделения человеческого
труда (профессия), выполнять одну или несколько задач данного рода
трудовой деятельности (специальность) на конкретном рабочем месте
(специализация). При этом «профессиональная квалификация» есть качественная характеристика способности работника. Она показывает,
на каком уровне производства и какую по сложности работу способен
выполнять участник этого процесса.
Данная логика рассуждения базируется на историческом пути развития производства и производственных отношений.
На стадии домашнего производства содержание профессии было стабильным
длительное время, профессиональные умения и навыки передавались или в
процессе трудовой деятельности, или путем обучения ремеслу методом
индивидуального ученичества. На данном этапе профессия характеризовала
способность работника выполнять ту или иную работу от начала и до
получения конечного продукта и не требовалась конкретизация его навыков
и умений, поскольку он один выполнял все операции производства.
Индустриализация производства, массовое применение машин сопровождались
изменением профессионального разделения труда в обществе -
исчезновением многих профессий ремесленного характера, появлением
новых профессий, связанных с крупным машинным производством. С этого
момента профессия уже не могла достаточно точно характеризовать
участника процесса, определить его место в этом процессе. Потребовалась
еще одна профессиональная характеристика: «специальность». Это
обусловило необходимость особой профессиональной подготовки рабочих наряду с ученичеством. Со второй половине 19 века в развитых
странах Европы стала формироваться система профессионально-технического
образования, основной целью которого было формирование определенной
специальности у обучающегося.
Переход на новый технико-технологический способ производства в развитых
странах - от комплексной механизации к полной автоматизации, к
постиндустриальной структуре общественного производства, связанный с
ускоренным развитием сфер нематериального производства, особенно
информационной, - резко усилил динамизм развития профессионального
разделения труда: отмирания или изменения содержания старых профессий,
появления множества новых.
При общем усложнении содержания труда наметилась тенденция к усложнению
профессиональной структуры, что потребовало еще одного термина –
«специализации», поскольку усложнение труда не дает возможности
человеку решать задачи профессиональной деятельности в полном объеме,
овладеть умениями и навыками для их решения в рамках специальности.
Другая тенденция связана с повышением образовательно-профессиональных
требований во всех сферах материального производства. Решающую роль
приобрели такие качества, как общее образование, широкий кругозор,
способность к творческой активности, ответственность и т.д. Возрастает
значение профориентации и профотбора. Повышаются точность и детализация
характеристик профессий и специальностей.
Для установления ориентиров в растущей дифференциации профессий в
Министерстве труда США, например, создана система профессиональных
требований, в которой каждая профессия и специальность получает
количественную и качественную характеристику. Система служит основой
для ориентации общего и специального образования, повышения
квалификации кадров, является рабочим документом для служб,
занимающихся формированием кадрового состава фирм и учреждений, для
индивидуальной профориентации. Во всех развитых странах разрабатываются
профессиональные требования, для научных работников в целях определения
стратегии образования, методов отбора, обучения и переподготовки,
эффективной организации исследований и др.
Указанные тенденции в совокупности со свободным перемещением рабочей
силы между различными странами привели к необходимости выработки общих
подходов к содержанию и структуре подготовки специалистов . Поскольку,
по мере развития международных связей, свободы передвижения, выбора
места жительства и профессиональной деятельности возникает проблема
сопоставимости специальностей и квалификаций, полученных в разных
учебных заведениях различных стран мирового сообщества, то появляется
насущная необходимость разработки стандартов в области образования и их внедрение в эту систему .
Данная потребность диктует необходимость понимания следующих терминов: «стандарт» и «стандартизация».
«Стандарт»:
- документ, в котором в целях добровольного многократного
использования устанавливаются характеристики продукции, правила
осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации и
утилизации, выполнения работ или оказания услуг;
- типовой образец, которому должны удовлетворять вещи, предметы,
явления по размерам, форме, качеству, единая типовая форма организации
чего-либо;
- образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.
«Стандартизация»
- это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их
добровольного многократного использования, направленная на достижение
упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения
ее конкурентоспособности;
- процесс установления и применения стандартов.
Обобщая содержания данных терминов применительно к профессиональному образованию, можно предложить следующую редакцию:
«образовательный стандарт» есть документ, в котором устанавливаются
правила организации учебного процесса, его основные характеристики
призванные сформировать у обучающего комплекс знаний, умений и навыков,
позволяющих по окончанию обучения присвоить ему соответствующую
специальность (специализацию) и профессиональную квалификацию в рамках
определенной профессии, при этом «стандартизация» будет рассматриваться
как процесс внедрения образовательных стандартов в систему образования
с целью достижения упорядоченности в этой сфере и сопоставимости специальностей (специализаций) и квалификаций, полученных в разных учебных заведениях .
Важным шагом к углублению процесса стандартизации стало принятие ЮНЕСКО
Международной стандартной классификации образования (МСКО – ISCED),
рассчитанной на то, чтобы служить инструментом, способствующим сбору,
компиляции и изложению статистических данных об образовании как по
отношению к отдельным странам, так и в международном масштабе.
В России, с её централизованной формулой управления образованием и
энциклопедическим характером образовательных программ, в
стандартизации видят возможность организованного отхода от унификации и
огосударствления образования. Государственный образовательный стандарт
был востребован обществом как новый социально-педагогический феномен,
удовлетворяющий спрос на упорядоченное многообразие форм, типов и
видов образования. Он становится способом нормирования содержания
образования и мерой его качества.
При всем многообразии исследовательских позиций в описаниях и
определениях государственных образовательных стандартов, их функций и
содержания, можно выделить, если пренебречь некоторыми различиями,
общую часть в этих позициях.
В той или иной мере все исследователи считают, что образовательный
стандарт, отражая цели функционирования и развития образовательной
системы, представляет собой совокупность социальных (государственных)
норм – требований к уровню образованности, подготовленности выпускника,
к самой образовательной системе.
Практически все считают обязательными функциями стандарта обеспечение
единства образовательного пространства, объективизацию оценки
функционирования образовательной системы, повышение качества подготовки
выпускников, обеспечение эффективного управления системой.
Однако, все исследователи в этой области не уделяют внимание
стандартизации содержательной составляющей образовательного стандарта,
которая и формирует необходимые знания, умения и навыки для успешного
решения задач профессиональной деятельности и достижения цели
деятельности в рамках соответствующей профессии.
В век «информационного взрыва», когда объем знаний во всех сферах
разделения человеческого труда возрастает в геометрической прогрессии с
каждым днем, очень важно найти эффективный способ систематизации
существующих информационных потоков, их разделении и ограничении по
объему и содержанию, уйти от абстрактных знаний во всех сферах
человеческого труда к знаниям, навыкам и умениям, необходимым
специалистам в выбранной им сфере профессиональной деятельности. Такую
возможность дает стандартизация образовательного процесса, проводимая на основе научно обоснованных образовательных стандартов.
Поскольку профессиональное образование любого уровня должно
обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей
квалификации , а направление обучения является «специальностью» , то в
качестве эталонных понятий и определений, применительно к
профессиональному образованию очевидно должны выступать такие термины,
как «профессия», «специальность», «специализация» и «профессиональная
квалификация». В данном случае они должны стать тем образцом, эталоном,
без которого стандарт не может быть стандартом в прямом значении этого слова. Без единого, однозначного понимания данных терминов
всегда будет путаница в их использовании и подмена понятий, что и
происходит в настоящее время.
Опора на эти термины позволит привести содержание обучения в
соответствие с содержанием деятельности, а стандарт, при этом,
фактически станет «способом нормирования содержания образования и
мерой его качества».
Именно такой подход позволил бы понять всю совокупность смысловых
характеристик рассматриваемого явления, и охарактеризовать его
предельно точно посредством конкретизации интегрированных в него
понятий.
Общий смысловой контур терминосистемы «высшее профессиональное
образование» напрямую должен быть связан со структурой и содержанием
профессиональной деятельности, в интересах и по заказу которой
осуществляется обучение специалистов и определяется следующей логикой
связей (схема 1).
Из приведенной выше иллюстрации следует, что системообразующей
характеристикой в анализируемой совокупности категорий является понятие
профессии. Кроме того, приведенная схема позволяет в предельно общих
чертах определить совокупность категорий, рассмотрение которых
позволяет сформировать общие подходы к анализу проблемы реформирования
системы высшего военного профессионального образования. В свою
очередь, диалектика формирования подходов к исследованию этого сложного
многофакторного явления требует уточнения его содержательных компонентов.
Российская Федерация вошла в Болонский процесс по созданию
общеевропейского образовательного пространства с сентября 2003 года,
который направлен на формирование многоуровневого непрерывного
профессионального образования на всем протяжении трудовой деятельности
человека. Причем системообразующим элементом подобного образования
выделяется профессиональная квалификация. Решение участников Болонского
процесса направлены на разработку и внедрение в образование стран
участниц «Структур квалификаций», поскольку, по их мнению, они «…являются важным инструментом, который обеспечивает сопоставимость
и прозрачность в ЕПВО и облегчает передвижения студентов внутри систем
высшего образования и между ними. Они помогают вузам разрабатывать
модули и учебные программы на основе результатов обучения, а также
облегчают признание квалификаций и всех форм предшествующего обучения…».
Там же подчеркивается, что структуры квалификаций должны быть построены
таким образом, чтобы способствовать большей мобильности студентов и
преподавателей, улучшению трудоустраиваемости и обеспечивать обучение
в течение всей жизни.
Как показано выше, профессиональная квалификация качественная
категория, именно она определяет на каком уровне и какую по сложности
работу готов выполнять специалист. Таким образом, приобретенная однажды
профессионально ориентированная специальность позволяет специалисту
весь временной срок профессиональной деятельности в рамках этой
специальности эффективно решать поставленные задачи. Но по мере
продвижения по служебной лестнице ему необходимо приобретения
дополнительных знаний, умений и навыков для приобретения новых профессиональных квалификаций, соответствующих уровню профессиональной
деятельности и сложности решаемых задач в рамках имеемой специальности.
Вышеизложенное логично приводит к заключению, что именно необходимость
приобретения новых профессиональных квалификаций на протяжении всей
служебной карьеры специалиста в рамках одной профессии формирует
образовательные уровни системы непрерывного профессионального
образования.
Объектом рассуждений является система высшего военного
профессионального образования, как неотъемлемая часть общей системы
высшего профессионального образования страны. Переходя непосредственно
к данному объекту, необходимо выяснить место военной службы в общей
сфере разделения труда.
На этот вопрос отвечает Федеральное законодательство в сфере военной
службы. На законодательном уровне военная служба выделена в особый вид
федеральной государственной службы. Структурно военная службы состоит
их ряда воинских формирований (ведомств) (Вооруженные Силы Российской
Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской
Федерации, войска гражданской обороны, инженерно-технические и
дорожно-строительные воинские формирования, Служба внешней разведки
Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы специальной связи и информации,
федеральные органы государственной охраны, федеральные органы
обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти
Российской Федерации, воинские подразделения федеральной
противопожарной службы и создаваемые на военное время специальные
формирования).
Граждане, проходящие военную службу в указанных формированиях и
выполняющие в них определенную профессиональную деятельность, являются
военнослужащими.
Положение о порядке прохождения военной службы разделяет всех военнослужащих на:
солдат, матросов, сержантов, старшин (начальное профессиональное образование);
прапорщиков и мичманов (среднее профессиональное образование);
офицеров (высшее профессиональное образование).
Таким образом, военнослужащий с высшим профессиональным образованием являются офицерами.
Вышеназванные воинские формирования имеют различные цели
функционирования, направления деятельности и решают существенно
отличающиеся друг от друга профессиональные задачи.
Кроме того, внутри каждого формирования могут находиться структурные
составляющие, имеющие специфические цели и направления деятельности,
существенно отличающуюся друг от друга технологию решения
профессиональных задач (ВС РФ: ВМФ, сухопутные войска, РВСН, ВВС и
т.п., ФСБ РФ: Пограничная служба и т.д.).
Таким образом, по определению «профессии» в военной сфере разделения труда можно сделать следующее заключение:
поскольку цели, направления деятельности и задачи указанных
формирований и их структурных составляющих существенно отличаются, то
именно они формируют отдельные военные профессии и должны
комплектоваться офицерами, подготовленными к реализации возложенных на
профессию задач (офицер ВМФ, офицер внутренних войск, офицер внешней
разведки, офицер пограничной службы и т.д.);
направления деятельности при этом формируют специальности (к примеру:
Пограничная служба ФСБ России имеет два направления деятельности и,
тем самым делиться на две специальности: пограничная охрана и береговая
охрана);
конкретные профессиональные задачи формируют специализации (к примеру в
береговой охране: воспитательная работа, кадровая работа, морская
инспекция, корабельная служба и т.д.)
Схема 2
Четвертый уровень управления:
Профессиональная квалификация: «Государственное управление в пограничной сфере»
Третий уровень управления:
Профессиональная квалификация: «Управление пограничной деятельностью на морских направлениях»
Второй уровень управления
«Управление кораблем береговой охраны»
Первый уровень управления:
Профессиональная квалификация:«Управление подразделением межрайонной службы
(корабля) ПУ БО»
Офицер с самого начала своей служебной карьеры является специалистом
управления по своему предназначению. Именно поэтому его
профессиональная квалификация должна формировать способность офицера
исполнять обязанности на определенном уровне управления. Структура
управления военных формирований и их составляющих подобны друг другу.
Это позволяет дальнейшее рассуждения и умозаключения строить на примере
береговой охраны ФСБ России, как наиболее известной автору (схема 2).
В береговой охране к настоящему времени сложилась система управления
четырех, отличных друг от друга объемом и кругом решаемых задач,
уровней:
- управление структурным подразделением районной службы (корабля) береговой охраны (первичная профессиональная квалификация),
- управление пограничной деятельностью корабля береговой охраны (вторая профессиональная квалификация),
- управление пограничной деятельностью на морских направлениях (третья профессиональная квалификация),
- государственное управление в пограничной сфере (четвертая профессиональная квалификация).
Таким образом, построенная выше терминосистема показывает, что вся
сфера человеческого труда объективно разделена на составляющие с
вполне определенными, отличными друг от друга целями, задачами и
технологией деятельности. Каждая составляющая при этом может успешно и
эффективно функционировать только при условии комплектования
подготовленными через систему профессионального образования людьми
соответствующей профессии. В ходе своего обучения основу их
профессиональных знаний формирует блок общих для данной профессии
учебных … дисциплин.
Каждая профессия при этом имеет вполне определенные направления своей
деятельности, разделяясь на специальности, а специальности, в свою
очередь, делятся на специализации по кругу конкретных профессиональных
задач.
Специалисту, окончившему профессиональное образовательное учреждение и
получившему профессионально ориентированную специальность, на
протяжении всей профессиональной деятельности в рамках этой
специальности не требуется второе профессиональное образование для
своего карьерного роста по вертикали. Успешное продвижение по карьерной
лестнице обеспечивает получение соответствующей профессиональной
квалификации путем освоения дополнительных знаний, умений и навыков в
совокупности с приобретенным практическим опытом работы на предшествующем уровне профессиональной деятельности.
Перемещение специалиста по горизонтали (такая необходимость в ходе
профессиональной деятельности довольно часто возникает) потребует
лишь смену специализации, что возможно также путем освоения блока
дисциплин необходимой ему специализации.
Военная служба занимает свою нишу в сфере разделения человеческого
труда и объективно разделена на ряд вполне определенных военных
профессий, которые, в свою очередь, складываются из вполне
самостоятельных военных специальностей и специализаций. Это
обстоятельство логично приводит к выводу о том, что каждая военная
профессия имеет вполне определенный блок общепрофессиональных знаний,
умений и навыков, блоки специальных знаний, умений и навыков по
количеству входящих в данную профессию специальностей, и блоки знаний,
умений и навыков, формирующих у военного специалиста конкретную, выбранную им специализацию.
Подобная структуризация знаний, умений и навыков в системе высшего
профессионального образования заложена законодательством в сфере
образования.
Кроме того, целью профессионального образования является получение
обучающимся профессии и соответствующей квалификации, направление
обучения, при этом, есть не что иное, как «специальность». Каждое
направление обучения базируется на своем государственном
образовательном стандарте.
Вывод очевиден: каждая профессия, в том числе и военная, требует наличия своего государственного образовательного стандарта.
Причем, следует отметить, что именно профессия, а не специальность,
требует своего стандарта. В настоящее время стандартизация происходит
на уровне специальности, что приводит к неконтролируемому размножению
специальностей, которые, либо вообще не находят спроса в
профессиональной деятельности, либо отвечают потребностям только
частично в силу своей дезориентации относительно профессий.
Здесь следует сделать следующую оговорку: в различных современных
профессиях специальности могут быть одни и те же, но все они
различаются своей профессиональной ориентацией, т.е. специалист должен
владеть суммой общепрофессиональных дисциплин, присущих только той
профессии, в рамках которой он осуществляет, либо собирается
осуществлять свою профессиональную деятельность.
К примеру: инженер-программист востребован сейчас во всех сферах
человеческого труда. Однако готовится подобного рода специалист по
одной программе, т.е. он профессионально не ориентирован. Приводит это
к тому, что приходя на производство или на военную службу, даже самый
талантливый программист, не может сразу включиться в решение стоящих
профессиональных задач до тех пор, пока не освоит самостоятельно
существо технологии решения этих задач, поскольку он с ними даже не
знаком.
При этом время освоение этой технологии может растянуться на длительный
срок, либо вообще не наступит за весь период его профессиональной
деятельности, поскольку это зависит от его индивидуальных качеств,
способностей к самообучению и др. мотиваций.
Не понимание технологических процессов, не знание конечной цели своей
деятельности, алгоритма происходящих процессов делает данного
специалиста малополезным в производственном процессе или служебной
деятельности. В подобной ситуации, как правило, к нему прикрепляют
опытного специалиста-практика, хорошо владеющего технологией и
алгоритмом производства (служебной деятельности), что вполне очевидно
снижает эффективность их профессиональной деятельности за счет
увеличения издержек производства. Подобных примеров можно привести множество.
Устранение данного недостатка профессионального образования в целом, и
военного – в частности, лежит в стандартизации именно профессии, а не
специальности.
Блок-схема данного стандарта представляется следующей:
1.Гуманитарные и социально-экономические дисциплины(ГСЭ.00)
Естественнонаучные дисциплины (ЕН.00)
Общее высшее образование Первый год обучения
2.Общепрофессиональные дисциплины (ОПД.00)
Приобретение профессии
Второй год обучения
3.Специальные дисциплины (СД.00)
Приобретение специальности
Третий и четвертый год обучения
4.Дисциплины специализации (ДС.00)
Освоение технологии решения конкретных профессиональных задач
Пятый год обучения
Итог обучения: Высшее профессиональное образование
Приобретение профессионально ориентированной специальности
Наименование и внутреннее содержание соответствующих учебных дисциплин
формируется под воздействием основных положений и принципов
функционирования систем высшего профессионального образования известных
педагогике и исходя из генеральной цели каждой профессии, объектов
воздействия, направлений деятельности и круга решаемых задач.
Подобный подход предполагает следующие преимущества перед существующей системой:
1. Позволяет сформировать перечень необходимых обществу профессий,
определить с большой степенью определенности количественную
потребность специалистов с высшим образованием в этих профессиях и
своевременно корректировать эту потребность по мере развития тех или
иных сфер производства с целью недопущения перекосов подготовки
профессиональных кадров в ту или иную сторону.
2. Позволяет оптимизировать количество высших учебных заведений в
стране, численность прфессорско-преподавательского состава высшей
школы и принимать в этой сфере грамотные управленческие решения.
3. Сформировать систему профессиональной переподготовки, позволяющую в
короткие сроки перепрофилировать, при необходимости, специалистов одной
профессии в другую (освоение нужного блока ОПД.00), менять, при
необходимости, специальность (освоение дисциплин СД.00) или
специализацию (освоение дисциплин ДС.00) сотрудника.
Меняя квалификационные требования (иметь представление, знать, уметь,
владеть) к освоению дисциплин ОПД.00, СД.00 и ДС.00 можно в достаточно
короткие сроки формировать профессиональный уровень (квалификацию)
специалиста по мере его продвижения по карьерной лестнице.
Все это делает процесс высшего профессионального образования открытым,
понятным всем членам общества, облегчает свободный осознанный выбор
каждым членам общества своей будущей профессии и, по мере карьерного
роста и приобретения жизненного опыта, менять в короткие сроки
профессию, специальность, специализацию и свою профессиональную
квалификацию без ущерба качеству обучения.
Александр, тел.: 8(861-33)3-11-19
|