Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Обращаются к Вам будущие психологи, студенты факультета «Психология» Современной Гуманитарной Академии РФ и наш преподаватель, психолог-практик (с 27-летним опытом работы), наставник, Лушина Вера Ивановна. Во-первых, хотим Вас поблагодарить за ту колоссальную работу, которую Вы делаете! За последние 4 года Россия добилась значительных успехов на мировом уровне. Во все времена актуальной темой остается тема - молодежь. В настоящее время опыт старшего поколения не может быть адаптирован в современных условиях. Пришло время перемен, ценностные ориентации человека изменились. Появление детей Индиго, «гиперактивности», развитие экстрасенсорики – небольшое тому подтверждение. Внимание к формированию ценностных ориентаций, определению жизненных перспектив современного молодого поколения должно стать первоосновой российского общества. Ценности и ценностное сознание могут быть как ускорителем проводимых преобразований, так и его «тормозом». Э. Дюркгейм считал, что система ценностей общества представляет собой совокупность ценностных представлений отдельных индивидов, и, соответственно, «объективна уже благодаря тому, что она коллективна». Общество потребления вывело на первый план материальные запросы. Правда, никакой катастрофы ученые в этом не видят: развитие общества идет по синусоиде, и сейчас попался ее нисходящий участок. В период научно-исследовательской практики нами было проведено исследование ценностных ориентаций различных категорий молодежи (учащаяся, студенческая, работающая группы) в возрасте 14-30 лет. С использованием психодиагностических методик были получены интересные результаты и сделаны соответствующие выводы. Дело в том, что для исследуемых групп наиболее значимой ценностью является «Высокое материальное положение» наряду с такими ценностями как «Развитие себя», «Креативность», «Активные социальные контакты», «Индивидуальность». Т.е. понимание того, что в настоящее время наличие большого количества денежного капитала является решением множества проблем, впитано детьми со школьной скамьи. Молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько «большим деньгам». В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры. В молодежной среде устойчиво убеждение в том, что шансы молодых людей на реализацию своих гражданских прав - на образование и труд, и т. п. - крайне незначительны. Взгляд молодых людей на возможности реализовать свои права далеко не оптимистичен: наиболее реальной для них представляется возможность следовать своим убеждениям и свободно высказывать свои взгляды. Наименее реальным - влиять на получение хорошего образования, устроиться на достойную работу по специальности, получить судебную защиту, реализовать свои творческие способности. Особенно (по анализам исследования) снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как, базовой, социальной ценности. В стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности. Молодежи, как в прочем и всему обществу, присуща растерянность, непонимание происходящего. Сами цели, пути к ним, выступают в виде ценностей. В этой модели заложен социальный архетип русского человека. В сложившейся ситуации необходимо остановить негативные тенденции в молодежной среде, принять радикальные меры по качественному улучшению положению молодежи, новых ценностных ориентиров – формирование ценностей «производства», а не «потребления», проводить идеологическую работу с молодежью, направленную на духовное возрождение. Особое внимание, как требует время, нужно уделить введению уроков психологии для детей школьного возраста, а не увлекаться религией. Как сказал один профессор МГУ «Вреда не принесет, но и пользы – тоже». Зачем тратить время, когда в каждую семью необходимо вернуть культуру (!): общения, здоровья, поведения, нравственность и т.д., чем и должен заниматься психолог в Системе образования, помимо исследовательской работы и укреплению психологического климата в каждой школе. Дмитрий Анатольевич, позвольте, обратить Ваше внимание на необходимость разработки Федерального Закона о молодежи, который бы законодательно определил молодежь в отдельную категорию, ее права, обязанности. Это значительно упростило бы решение вопросов молодого поколения: получение образования, трудоустройство, жилищный вопрос, кредитование, др. Тем более множество проектов Закона о молодежи предложено на многих сайтах Интернета. Перед обществом стали психологические проблемы. Кроме того, по нашему мнению, современному обществу необходимы знания психологии в век роста духовности, быть - психологически грамотными. Необходимо наличие освобожденных должностей психологов на каждом предприятии любой формы собственности и деятельности, учебном заведении, учреждении. При приеме на работу должны учитывать не только профессиональные качества, но и личностные (темперамент не изменишь), кто как не психолог поможет руководителю разобраться с персоналом? Например, практически в каждом отделе ЗАГСа, специалист-психолог «в нагрузку» занимается дополнительной работой, не имеющей никакого отношения к исследованию психологической совместимости людей. Официальный итог – 80% разводов от количества браков в России (2010 год). Работа психолога с молодоженами привела бы к другому результату. Таких примеров множество. Однако проблемы на территории небольшого города ведут к плачевной российской статистике. Психолог на рабочем месте должен заниматься - психологией. Хотелось бы обратить Ваше внимание на обязательное наличие психологов в каждом образовательном учреждении. И что, немаловажно, знание психологии каждому руководителю! Согласитесь, это требование (!) нашего времени. Данный вопрос специалистам нашего государства, желательно, брать на перспективу и держать на контроле. Эти предложения требуют дополнительных затрат времени и финансовых средств. Однако, в перспективе результат, гарантированно, оправдает произведенные затраты в геометрической прогрессии.
С уважением, студенты-психологи СГА РФ, психолог-практик Лушина В.И.
|