Четверг, 30.01.2025, 17:26
МЕДВЕДЕВУ.РУ
Обращения Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Форма входа
Поиск
Рубрики
  • Обращения
  • Новости
  • В России и в мире
  • Информация о сайте
  • Форум
  • Группа "ВКонтакте"
  • Связь с администрацией
  • К сведению
  • Письмо не опубликовано?
  • Осторожно: "эксперты"!


  • Опрос
    Самая проблемная сфера в России, по-Вашему:
    Всего ответов: 2689
    Сообщество
    Архив писем
    Из форума
  • Публичный обман президента. (1)

  • Завуалированный террористический проект (0)

  • Круглый стол с академиками (1903)

  • Генератор Тарасенко (75)

  • Кризис в развитие физики и развитие человеческого обществ (0)

  • Календарь
    Объявления


    Статистика

    Онлайн всего: 130
    Гостей: 130
    Пользователей: 0

    Карта посещений
    Locations of visitors to this page
     
    Главная » 2010 » Май » 12 » Дошкольное образование в опасности
    Дошкольное образование в опасности
    06:15
       Уважаемый Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. 

       Обращаюсь к Вам от лица педагогов дошкольного  образования (которых в России свыше  полутора миллионов человек, в том  числе 700 тысяч педагогов и воспитателей) и воспитанников образовательных учреждений, которых около 5,15 миллионов человек (из них более 1 млн. человек - это дети в возрасте от 1 года до 3 лет, 2,07 млн. - дети в возрасте от 3 до 5 лет, и 2,06 млн. - дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

       Поводом для обращения к Вам послужила  ситуация, сложившаяся в дошкольном образовании, угрожающая не только качеству развития и жизни детей дошкольного  возраста, но и всей образовательной  системе в целом.

       Она заключается в том, что дошкольное образование как первая ступень национальной системы образования не существует как по формальным, так и содержательным причинам.

       Среди формальных причин можно  выделить следующие:

       1. Юридические коллизии: пункт 2 статьи 18 Федерального закона «Об образовании», в котором государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения, утратил силу (Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ). 

    Статья 18. Дошкольное образование
    1992 2010
    1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы  физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
    3. Для воспитания детей дошкольного  возраста, охраны и укрепления  их физического и психического  здоровья, развития индивидуальных  способностей и необходимой коррекции  нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
    4. Отношения между дошкольным образовательным  учреждением и родителями (законными  представителями) регулируются договором  между ними, который не может  ограничивать установленные законом права сторон.
    5. Органы местного самоуправления  организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную  помощь семьям, воспитывающим детей  дошкольного возраста на дому.
     

       2. Системные параметры дошкольного образования представлены на законодательном уровне как совокупность взаимодействующих: 
     
     
     
     

    признак выраженность комментарии
    преемственных образовательных программ различных  уровня и направленности, федеральных  государственных образовательных  стандартов и федеральных государственных требований;  
     
     
       
    - отсутствует  преемственная образовательная  программа дошкольного образования

    - отсутствует  государственный образовательный  стандарт дошкольного образования

    + временные  (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении

    сети  реализующих их образовательных  учреждений и научных организаций; + Программы дошкольного образования реализуют более 55,9 тыс. образовательных учреждений.

    Из них: государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) - более 43 тыс., образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста - более 1,8 тыс., около 900 негосударственных дошкольных образовательных учреждений.

    органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; +/ –   На федеральном, региональном и местном уровне уменьшается  количество департаментов, отделов, управлений дошкольного образования. Происходит совмещение функций, где дошкольное образование «идет в нагрузку к» (начальная школа+дошкольное образование, дополнительное образование+дошкольное образование)
    объединений юридических лиц, общественных и  государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.   – /+ У «дошкольников» нет собственных объединений, отстаивающих права педагогов и интересы семьи  и ребенка. Большинство государственно-общественных организаций реализуют определенный аспект, связанный с развитием  детей и как правило не связаны между собой.
     

       3. Отмечается, в том числе как  правовая коллизия, неоднозначность  подходов к определению самого понятия "образование", которое фактически ограничивает сферу образования рамками стандартизированного или цензового (уровневого) образования, оставляя в стороне дошкольное, начальное общее и дополнительное образование, которые не являются уровнями образования в соответствии с нормой пункта 5 статьи 27 Закона Российской Федерации "Об образовании". Следствием данного факта является, в том числе, отсутствие документов о дошкольном образовании (свидетельства установленного образца об окончании данной ступени).

       Содержательные  причины:

       1. За период последних 20 лет приняты:

       - концепция дошкольного воспитания (1988 год)

       - новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (2009)

       Наряду  с этим в нашей стране отсутствуют  стандарты, определяющие минимальные  жизненные и социальные гарантии детей (которые приняты в ряде бывших республик СССР – Белоруссии, Казахстане).

       2. Отсутствие скоординированной государственной  политики в области дошкольного  образования приводит к тому, что большинство субъектов федерации  эмпирическим путем вырабатывают  стратегии развития (концепции и  программы развития дошкольного  образования) на ограниченной ресурсной базе, что приводит больше к формализации развития и решению вопросов обеспечения и содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

       3. Ограниченность компетенций и  полномочий субъектов федерации,  особенно на уровне муниципальных образований, особенно в сельской местности и малых городах существенно сужает зону детского развития в дошкольном образовании.

       В данной ситуации резко обозначились разрывы в дошкольном образовании:

       1. В уровне здоровья детей (по  разным данным в дошкольной период у детей уровень здоровья варьируется в пределах 30-70 %).

       2. В уровне заработной платы  педагогов по разным территориям  она варьируется от минимальной  оплаты труда до размеров, приближенным  к заработной плате учителя.

       3. В уровне возможностей семьи для развития детей и структуре занятости ребенка: по разным территориям дошкольное образовательное учреждение является единственным институтом воспитания дошкольника либо занимает одно из последних мест с точки зрения развивающего потенциала.

       Следствием сложившейся ситуации является рост социально-психологической напряженности в педагогическом, родительском и детском сообществах, здоровьезатратность дошкольного образования, кризисы в институтах образования и семьи.

       Вызывает  опасение и невозможность прогнозирования дальнейшего развития дошкольного образования в силу отсутствия стратегического плана его развития в национальных документах об образовании (Национальный проект «Образование», «Новая школа», Концепция 2020 и др.).

       Так прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года, выполненное сотрудниками Института развития дошкольного образования РАО (директор Института развития дошкольного образования РАО, доктор психологических наук В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, С.Г. Якобсон и другие) не оправдывается по всем пунктам:

       1. В России не сложилась и не заработала инновационная система дошкольного (не предшкольного) образования как первая ступень общего образования.

       2. В России не созданы действительно равные стартовые возможности для дошкольников, что не позволяет повысить качество образования на последующих его ступенях.

       3. В России не сложился в практике образования культурный образ дошкольного возраста, что не позволило содержательно понять его место в структуре возрастной стратификации нашего общества.

       4. В России существует фрагментарно оптимизация деятельности других институтов сферы образования: педагогических вузов, ИПК, НИИ, общеобразовательных школ, Центров психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей и др., связанных непосредственно с дошкольным образованием.

       5. В России фактически дошкольное образование не включено в систему национального проекта «Образование», «Новая школа», Концепция 2020, следствием чего является отсутствие стратегии и направлений развития дошкольной образовательной индустрии; отсутствие консолидации родительской и образовательной общественности.

       Если  мы посмотрим на перспективы развития дошкольного образования, то на примере  Проекта и Примерной структуры федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" можем констатировать, что государственное видение проблемы в ближайшее время не меняется. Дошкольное образование описано через цели и задачи, организацию образовательного процесса, реализацию основной образовательной программы дошкольного образования, особенности предоставления дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Оставшиеся статьи посвящены финансовому обеспечению дошкольного и общего образования, родительской плате за содержание ребенка в дошкольных образовательных организациях, компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных организациях.

       Выходом из сложившейся ситуации может послужить:

       1. Законодательное утверждение дошкольного образования как первой ступени национальной системы образования.

       2. Государственные гарантии качества, доступности и обязательности  дошкольного образования.

       3. Централизованная система мер  по поддержке педагогов дошкольного  образования.

       4. Социальные программы в помощь  семье, воспитывающей детей дошкольного  возраста. 

    А.А. Майер, кандидат педагогических наук,
    доцент кафедры дошкольного и  дополнительного образования
    Института  психологии и педагогики
    Алтайской  государственной педагогической академии,
    г. Барнаул


    Просмотров: 5856 | Добавил: m000r | Рейтинг: 4.9/44 | |



    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    МЕДВЕДЕВУ.РУ © 2025