Уважаемый
Президент Российской Федерации Дмитрий
Анатольевич Медведев.
Обращаюсь
к Вам от лица педагогов дошкольного
образования (которых в России свыше
полутора миллионов человек, в том
числе 700 тысяч педагогов и воспитателей)
и воспитанников образовательных учреждений,
которых около 5,15 миллионов человек (из
них более 1 млн. человек - это дети в возрасте
от 1 года до 3 лет, 2,07 млн. - дети в возрасте
от 3 до 5 лет, и 2,06 млн. - дети старшего дошкольного
возраста (от 5 до 7 лет).
Поводом
для обращения к Вам послужила
ситуация, сложившаяся в дошкольном
образовании, угрожающая не только качеству
развития и жизни детей дошкольного
возраста, но и всей образовательной
системе в целом.
Она
заключается в том, что дошкольное
образование как первая ступень национальной
системы образования не существует как
по формальным, так и содержательным причинам.
Среди
формальных причин можно
выделить следующие:
1.
Юридические коллизии: пункт 2 статьи 18
Федерального закона «Об образовании»,
в котором государство гарантирует финансовую
и материальную поддержку в воспитании
детей раннего детского возраста, обеспечивает
доступность образовательных услуг дошкольного
образовательного учреждения для всех
слоев населения, утратил силу (Федеральный закон
от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Статья
18. Дошкольное образование |
1992 |
2010 |
1.
Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы
физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка в раннем детском
возрасте. |
3.
Для воспитания детей дошкольного
возраста, охраны и укрепления
их физического и психического
здоровья, развития индивидуальных
способностей и необходимой коррекции
нарушений развития этих детей в помощь
семье действует сеть дошкольных образовательных
учреждений. |
4.
Отношения между дошкольным образовательным
учреждением и родителями (законными
представителями) регулируются договором
между ними, который не может
ограничивать установленные законом права
сторон. |
5.
Органы местного самоуправления
организуют и координируют методическую,
диагностическую и консультативную
помощь семьям, воспитывающим детей
дошкольного возраста на дому. |
2.
Системные параметры дошкольного образования
представлены на законодательном уровне
как совокупность взаимодействующих:
признак |
выраженность |
комментарии |
преемственных
образовательных программ различных
уровня и направленности, федеральных
государственных образовательных
стандартов и федеральных государственных
требований; |
–
|
- отсутствует
преемственная образовательная
программа дошкольного образования
-
отсутствует
государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
+ временные
(примерные) требования к содержанию
и методам воспитания и обучения, реализуемым
в дошкольном образовательном учреждении |
сети
реализующих их образовательных
учреждений и научных организаций; |
+ |
Программы дошкольного
образования реализуют более 55,9 тыс. образовательных
учреждений.
Из них:
государственные и муниципальные дошкольные
образовательные учреждения (ДОУ) - более
43 тыс., образовательные учреждения для
детей дошкольного и младшего школьного
возраста - более 1,8 тыс., около 900 негосударственных
дошкольных образовательных учреждений.
|
органов,
осуществляющих управление в сфере образования,
и подведомственных им учреждений и организаций; |
+/
– |
На федеральном,
региональном и местном уровне уменьшается
количество департаментов, отделов, управлений
дошкольного образования. Происходит
совмещение функций, где дошкольное образование
«идет в нагрузку к» (начальная школа+дошкольное
образование, дополнительное образование+дошкольное
образование) |
объединений
юридических лиц, общественных и
государственно-общественных объединений,
осуществляющих деятельность в области
образования. |
– /+ |
У «дошкольников»
нет собственных объединений, отстаивающих
права педагогов и интересы семьи
и ребенка. Большинство государственно-общественных
организаций реализуют определенный
аспект, связанный с развитием
детей и как правило не связаны между
собой. |
3.
Отмечается, в том числе как
правовая коллизия, неоднозначность
подходов к определению самого понятия
"образование", которое фактически
ограничивает сферу образования рамками
стандартизированного или цензового (уровневого)
образования, оставляя в стороне дошкольное,
начальное общее и дополнительное образование,
которые не являются уровнями образования
в соответствии с нормой пункта 5 статьи
27 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Следствием данного факта является, в
том числе, отсутствие документов о дошкольном
образовании (свидетельства установленного
образца об окончании данной ступени).
Содержательные
причины:
1.
За период последних 20 лет приняты:
-
концепция дошкольного воспитания (1988
год)
-
новое Типовое положение о дошкольном
образовательном учреждении (2009)
Наряду
с этим в нашей стране отсутствуют
стандарты, определяющие минимальные
жизненные и социальные гарантии
детей (которые приняты в ряде бывших республик
СССР – Белоруссии, Казахстане).
2.
Отсутствие скоординированной государственной
политики в области дошкольного
образования приводит к тому,
что большинство субъектов федерации
эмпирическим путем вырабатывают
стратегии развития (концепции и
программы развития дошкольного
образования) на ограниченной ресурсной
базе, что приводит больше к формализации
развития и решению вопросов обеспечения
и содержания детей в дошкольных образовательных
учреждениях.
3.
Ограниченность компетенций и
полномочий субъектов федерации,
особенно на уровне муниципальных
образований, особенно в сельской местности
и малых городах существенно сужает зону
детского развития в дошкольном образовании.
В
данной ситуации резко обозначились
разрывы в дошкольном образовании:
1.
В уровне здоровья детей (по
разным данным в дошкольной период
у детей уровень здоровья варьируется
в пределах 30-70 %).
2.
В уровне заработной платы
педагогов по разным территориям
она варьируется от минимальной
оплаты труда до размеров, приближенным
к заработной плате учителя.
3.
В уровне возможностей семьи для
развития детей и структуре занятости
ребенка: по разным территориям дошкольное
образовательное учреждение является
единственным институтом воспитания дошкольника
либо занимает одно из последних мест
с точки зрения развивающего потенциала.
Следствием
сложившейся ситуации является рост социально-психологической
напряженности в педагогическом, родительском
и детском сообществах, здоровьезатратность
дошкольного образования, кризисы в институтах
образования и семьи.
Вызывает
опасение и невозможность прогнозирования
дальнейшего развития дошкольного образования
в силу отсутствия стратегического плана
его развития в национальных документах
об образовании (Национальный проект «Образование»,
«Новая школа», Концепция 2020 и др.).
Так
прогнозирование развития дошкольного
образования в России до 2010 года, выполненное
сотрудниками Института развития дошкольного
образования РАО (директор Института развития
дошкольного образования РАО, доктор психологических
наук В.И. Слободчиков, В.А. Петровский,
С.Г. Якобсон и другие) не оправдывается
по всем пунктам:
1.
В России не сложилась и не заработала
инновационная система дошкольного (не
предшкольного) образования как первая
ступень общего образования.
2.
В России не созданы действительно равные
стартовые возможности для дошкольников,
что не позволяет повысить качество образования
на последующих его ступенях.
3.
В России не сложился в практике образования
культурный образ дошкольного возраста,
что не позволило содержательно понять
его место в структуре возрастной стратификации
нашего общества.
4.
В России существует фрагментарно оптимизация
деятельности других институтов сферы
образования: педагогических вузов, ИПК,
НИИ, общеобразовательных школ, Центров
психолого-педагогического сопровождения
и поддержки детей и др., связанных непосредственно
с дошкольным образованием.
5.
В России фактически дошкольное образование
не включено в систему национального проекта
«Образование», «Новая школа», Концепция
2020, следствием чего является отсутствие
стратегии и направлений развития дошкольной
образовательной индустрии; отсутствие
консолидации родительской и образовательной
общественности.
Если
мы посмотрим на перспективы развития
дошкольного образования, то на примере
Проекта и Примерной структуры федерального
закона "Об образовании в Российской
Федерации" можем констатировать, что
государственное видение проблемы в ближайшее
время не меняется. Дошкольное образование
описано через цели и задачи, организацию
образовательного процесса, реализацию
основной образовательной программы дошкольного
образования, особенности предоставления
дошкольного образования детям с ограниченными
возможностями здоровья, детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей.
Оставшиеся статьи посвящены финансовому
обеспечению дошкольного и общего образования,
родительской плате за содержание ребенка
в дошкольных образовательных организациях,
компенсации части родительской платы
за содержание ребенка в дошкольных образовательных
организациях.
Выходом
из сложившейся ситуации может послужить:
1.
Законодательное утверждение дошкольного
образования как первой ступени национальной
системы образования.
2.
Государственные гарантии качества,
доступности и обязательности
дошкольного образования.
3.
Централизованная система мер
по поддержке педагогов дошкольного
образования.
4.
Социальные программы в помощь
семье, воспитывающей детей дошкольного
возраста.
А.А.
Майер, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и
дополнительного образования Института
психологии и педагогики Алтайской
государственной педагогической академии, г. Барнаул
|