Хочу раскрыть тему эффективности исполнения контрольных функций двумя ведомствами. Думаю, в других ведомствах аналогичное положение дел. Известно, что таможня досматривает грузы. Иногда с непонятной периодичностью. Например, фирма возит один и тот же вид товаров на протяжении нескольких лет. Последние два года досматривают чаще - половину контейнеров с этим грузом. При этом машина, доставившая груз, простаивает на таможенном складе лишний день или два, а могла бы возить грузы, поднимая ВВП страны. Работают грузчики, выгружая и загружая назад контейнер, работает досмотровый инспектор, представитель получателя, простаивает водитель машины. Все эти люди получают заработную плату, потребляя для жизни произведённое другими людьми. А что в это время производят они? В результате еженедельных досмотров на протяжении двух лет наконец-то находят нарушение в виде недоплаты в бюджет на сумму 5 долларов! Подключаются другие таможенники, месяц проводят расследование, составляют бумаги и штрафуют нарушителя на 5 долларов. Бюджет наполнен! Эта ли цель оправдывает потраченные сотни машиночасов и сотни непроизводительных человеко-часов? Или, например, налоговая служба ежеквартально задаёт одни и те же вопросы и требует однотипные документы от предприятия. Потому, что их норматив предусматривает, что у предприятий оптовой торговли страны должен быть определённый процент начисленных налогов от их выручки. А это предприятие до него не дотягивает. При этом всем известно, что наценки (и процент налогов от оборота соответственно) у оптовиков одеждой в десятки раз превышают наценки у сигаретных оптовиков. Эта отрасль не подлежит усреднению. И сдают на проверку предприятия пачку документов, а инспектора её читают, хотя по опыту знают, что у этой знакомой им по результатам проверки фирме будет все в порядке. Просто такой регламент. На мой взгляд, виной всему несовершенные алгоритмы программ, которые выдают чиновникам приказы, обязательные к исполнению. Эти программы усредняют всю страну, а должны учитывать историю проверки данного конкретного предприятия. И если нарушения законодательства у этого предприятия годами отсутствуют или мизерные, частота дорогостоящих для страны проверок этого предприятия должно значительно сокращаться. В результате две основные функции фискальных ведомств - наполнение бюджета и повышение эффективности экономики – выполняются наоборот. Понятно, что всё в рамках компетенций и закона, а все эти меры,выполняемые ведомствами, законные. А мне хотелось бы получить ответ, насколько эти меры разумные.
|