Виртуальное общение с Президентом на тему: «Как можно победить терроризм в России» (в продолжение темы: «как нам обустроить Россию») У России множество системных проблем, которые она не может успешно разрешить на протяжении уже многих поколений, имея в виду не только современную историю России. Более того просматривается явно выраженная, прямо-таки садомазохистская, наклонность самим создавать себе трудности с тем, чтобы потом героически их преодолевать. В своих предыдущих письмах я уже упоминал об извечных двух бедах России- дорогах и дураках. Говорил о возможном пути преодоления, прежде всего беды от «дураков» через выработку и реализацию вразумительной национальной идеи-идеи воспитания нового поколения - поколения людей сознательных и создания на этой основе сообщества сознательных людей. Поднималась и проблема коррупции, которая уже приобрела в России масштаб угрозы национальной безопасности. Предлагались конкретные нестандартные шаги по искоренению этого явления. Третьей составляющей глобальной угрозы самому существованию России является угроза терроризма с религиозно-сепаратистской подоплекой. И пока что не видно реальных и эффективных мер по преодолению этого зла. Кроме, пожалуй, наличия единственной концепции-концепции подъема экономики, увеличения занятости, повышения в целом жизненного уровня в проблемных регионах с тем, чтобы «выбить» из под террористического базиса, так называемый, человеческий фактор. Но, к сожалению, это опять-таки иллюзия. Складывается впечатление, что мы, в который уж раз наступаем на одни и те же грабли, не умеем делать выводы из исторического опыта, не умеем или не хотим проводить анализ ситуации, честно озвучить эту ситуацию и принять, пусть не популярные, но эффективные меры по нейтрализации основ терроризма. Но для того, чтобы нейтрализовать основы терроризма необходимо, прежде всего, четко определиться, в чем заключаются эти самые основы, каковы их базис и движущие силы. Для понимания сути явления позволю себе небольшой экскурс в историю вопроса терроризма, аналитический анализ, логические выводы и конкретные предложения на основе этого. Во-первых, как отмечают многие специалисты, изучающие эту проблему, терроризм не есть нечто беспричинное или нечто коренящееся в каких-то дефектах человеческой биологической природы. Это явление социальное, имеющее корни в националистическом, идеологическом, религиозном самосознании человеческого сообщества. С этим невозможно не согласиться. Отсюда терроризм делится на: - националистический, который преследует сепаратистские или национально-освободительные цели; - религиозный, который связан либо с борьбой приверженцев одной религии с приверженцами другой религии, либо преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную; - идеологически заданный, социальный, который преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы. Это, так называемый, революционный терроризм. Часто встречается совмещение целей, например, религиозно-сепаратистские цели, преследующие отделение территорий с переустройством государственной светской власти на религиозную. Или, например, революционно-сепаратистские цели, преследующие опять-таки выделение неких областей из существующих государственных образований с изменением социально – экономической формации. За примерами далеко ходить не надо. Это и, так называемый, Кавказский Эмират, имеющий место быть на территории Северного Кавказа в России, и Рабочая Партия Курдистана, действующая на территории Турции. Что характерно, каких-либо других мотиваций терроризма, кроме трех названных и их сочетаний в человеческом обществе не наблюдается. Из этого и будем исходить. Заглянем теперь в древнюю историю человеческой цивилизации. Припадем, как говорится, к истокам такого явления, как терроризм. Что мы можем увидеть? Оказывается, что первые, документально подтвержденные проявления терроризма, появились в Древнем мире на территории Иудейского царства. Иудейская секта сикариев (кинжальщиков), действовавшая в Иудее в I веке н.э. осуществляла систематические убийства представителей еврейской знати, выступавшей за мир с римлянами и обвинявшимися в отступничестве от религии и национальных интересов. Это был прообраз современных радикальных террористических организаций с религиозной направленностью. Как бы этого ни хотелось, но напрашиваются совершенно очевидные выводы, что в основе терроризма имеет место быть мотивация защиты религиозных догматов и националистические настроения. И в настоящее время многие факты осуществления террористической деятельности лежат именно в этой плоскости. Попытки не замечать этого, замалчивать, говорить о какой-то «ваще» глобальной террористической угрозе похожи на реакцию страуса, когда он прячет голову в песок. Но однажды при попытке спрятать голову в песок можно наткнуться на железобетон религиозного фундаментализма. Ведь многие аналитики, изучающие проблему терроризма, отмечают, что наиболее опасные террористические организации такие, как самая крупная международная террористическая организация ваххабитского направления ислама «Аль-Каида», шиитская «Партия Аллаха», палестинские организации: «Исламское движение сопротивления», и «Исламский Джихад», а также египетские организации: «Священная война» и «Вооруженная исламская группа», а в России это «Кавказский Эмират», и в целом по миру их насчитывается более 26 организаций, которые так или иначе «завязаны» на конкретную религию и характеризуются, как вооруженные, боевые и т.п. организации. И питающие их корни находятся отнюдь не только и не столько в плоскости недостаточности экономического развития регионов, низкого уровня жизни населения и отсутствия рабочих мест. Здесь хотелось бы привести очень образную гипотетическую картинку, представленную одним из участников форума в Интернете по этой теме. Можно ли, например, представить себе, что бедная паломница из депрессивного района центральной России, где нет работы, люди прозябают в полунищенском состоянии, а на рынках торгуют, мягко говоря, не местные, которые позиционируют себя «хозяевами жизни», совершив паломничество в святую Троице-Сергиеву Лавру через какое-то время взорвет себя с возгласом: «Христос Воскресе» в общественном транспорте, в каком-либо исламском регионе. Даже в воспаленном, совершенно больном мозгу такую «картинку» представить себе невозможно. А вот обратная ситуация не только виртуальна, но с устрашающей периодичностью случается в реальной жизни. Именно поэтому призывы: «не увязывать» проявления терроризма в России с религиозной направленностью, и попытки искоренить это явление лишь отстрелом боевиков и подъемом жизненного уровня в отдельных регионах выглядят несколько наивными и бесперспективными. Ведь террористическая организация это не просто, «тупо» организованная преступная группировка, совершающая уголовные преступления, не имеющие ни националистической, ни религиозной, никакой другой подоплеки, кроме получения преступным путем неких благ. Серьезную, многогранную проблему терроризма и решать следует только комплексно. Абсолютно не сбрасывая со счетов физическое противодействие проявлениям терроризма и повышение занятости, уровня благосостояния населения необходимо в первую очередь включить идеологический механизм противодействия терроризму. Почему упор нужно сделать именно на идеологическую сторону решения проблемы? Потому что использование других методов пока не дает должного эффекта, а кардинальное решение проблемы, когда исключается даже возможность появления в стране организованной террористической деятельности нам пока что не по силам, или лежит вне вектора нашего государственного развития. О чем речь? Если проанализировать положение дел с проявлениями терроризма в разных временных или географических точках земной цивилизации, можно сделать определенные выводы о том, что терроризм, как явление не возникает в сильных демократических странах, а также в тоталитарных государствах. Но построение сильного, действительно демократического государства под названием Россия это дело, к сожалению, не близкого будущего. Это вам не создание хороших условий «закачиванием» денежной массы в отдельно взятый регион. Это построение государства, в котором все граждане, все народности независимо от места расположения или национальной принадлежности имели бы равнодостойное качество жизни. Это построение общества действительно равных возможностей, когда у каждого было бы понимание того, что вне этого общества качество его жизни будет гарантировано хуже, когда ни у кого не возникало бы даже мысли обосабливаться ни по экономическим, ни по культурно-идеологическим, ни по религиозным или каким-либо другим основаниям. На сегодняшний день, как это ни прискорбно, мы еще очень далеки от такого идеала. Возвращение же к тоталитаризму, когда, как при Сталине, о терроризме вроде не было слышно - это совсем плохое решение, поскольку терроризм тогда был возведен в ранг государственной политики в отношении собственного народа. Вот поэтому-то и остается только возможность активизировать идеологическую составляющую комплексной борьбы с терроризмом. В чем же заключается эта составляющая? Конечно же, не в том, чтобы через средства массовой информации нагнетать у населения чувство неприятия терроризма и напряженное состояние неуверенности в своей защищенности. То, что терроризм это очень плохо знает и согласен с этим каждый, кроме самих организаторов, исполнителей или, другими словами, носителей зерен терроризма. Вот с этими самыми «носителями» и надо вести идеологическую борьбу. Каким образом? Ответ на этот вопрос можно найти, если посмотреть честно в корень зла-религиозно-националистическую подоплеку терроризма в России, с одной стороны, и учитывать сложившиеся в поколениях специфические особенности ментальности и общественно-родового уклада районов, где прорастают такие носители. Что имеется в виду? Имеется в виду то, что в этих регионах исповедуется определенная религия, название которой в переводе с арабского означает «покорность», а точнее покорность Аллаху. Поэтому ничего не получится, если не задействовать этот ресурс. В сегодняшней реальности, к сожалению, не слышен громкий голос служителей этой религии с четкими и, может быть, жесткими оценками проявлений терроризма, подчас явно прикрывающихся религиозно-националистическими мотивами. Чаще приходится слышать, как заклинания, сентенции о том, что ислам является религией в целом толерантной, человеколюбивой и т.д. Об этом никто и не спорит. Но, как говорится в одной восточной мудрости, если тысячу раз сказать: «халва, халва, халва», от этого во рту слаще не станет. Одними только лишь подобными декларациями не «осушить» определенные течения, дающие возможность всходить зернам терроризма. Но вот, если каждый последователь данной религии сызмальства будет знать, что совершив действия, унесшие жизни, ни в чем не повинных сограждан, или даже только поспособствовав этому, он никогда не попадет в рай, а наоборот, будет вечно мучится и после смерти, наверное, тогда у него может сработать некий «предохранитель». Более того, влияние родственных связей, уважение мнения старших поможет усилить эффект, если потенциальный носитель зерен терроризма будет понимать, что в случае чего от него откажется семья, его родные и близкие из уважаемых людей превратятся в моральных изгоев, а мечеть, которую он посещал, может быть закрыта, как не выполнившая своего воспитательного, духовного предназначения. Вот тогда это многих может остановить. Реально ли все это воплотить в жизнь? Реально при одном условии, что и высшие представители светской государственной власти и представители духовенства проявят силу воли и искреннее желание действительно синхронно двигаться в этом направлении, отбросив комплексы и опасения чем-то оскорбить религиозные чувства с одной стороны и впасть в немилость власть предержащих с другой стороны. В настоящее время сложились, как мне представляется, благоприятные условия. Есть обоюдное понимание того, что действия и власти государственной и власти духовной направлены на конкретного человека. И хотя у нас церковь любой конфессии отделена от государства, но со стороны государства получает, однако, ощутимую поддержку. Передаются ранее реквизированные ценности, объекты недвижимости, оказывается содействие в восстановлении храмов, постройке самой большой в Европе мечети и т.д. и т.п. Со стороны служителей некоторых религий, например, иерарха Русской Православной Церкви, также заметна невооруженным глазом определенная перестройка в общении с паствой. Больше внимание уделяется «живому» общению с людьми, разъяснению положений священного писания и заветов на понятном языке, а не только чтение библии на недоступном всем старославянском. На основании таких тенденций можно говорить о возможности действенного влияния и мусульманского духовенства на свою паству. Но, в таком случае, если будут и дальше наблюдаться террористические проявления с конкретной локализацией источников, тогда, уж не обессудьте, должен без колебаний, неотвратимо включаться встречный механизм коллективной ответственности, как светской и духовной региональной власти, так и семейно-родственных представителей. Но, прошу заметить, ответственности не судебной, как в отношении конкретных, преступивших закон лиц, а скорее жесткой моральной ответственности с определенными оргвыводами и санкциями. Какие оргвыводы и какие санкции? Разработка и принятие их это удел законодательной власти, представителей общественности и духовенства. Главное, чтобы они, эти санкции, были легитимными, дифференцированными, четко выверенными и адекватными. Почему бы и нет? В мировой практике давно существует институт международных санкций даже в отношении целых суверенных государств, которые по заключению мирового сообщества являются, или центрами терроризма, или представляют собой какую-либо иную угрозу. А если мы будем продолжать сводить угрозу терроризма в России только лишь к проискам внешних сил или к бандитским вылазкам, то это значит, что мы будем и дальше загонять проблему терроризма внутрь, и через определенное время вновь и вновь получать «обострение болезни». А нам оно надо? Анатолий Антонов Российская Федерация, г. Москва, 06 августа 2010 г.
|