Главная » 2016»Декабрь»22 » О необходимости декриминализации мелких коммерческого подкупа и взяточничества, не повлекших тяжких последствий
О необходимости декриминализации мелких коммерческого подкупа и взяточничества, не повлекших тяжких последствий
16:44
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Полагаю, что следует декриминализировать мелкие коммерческий подкуп и взяточничество, не повлекшие тяжких последствий, установить административную ответственность за их совершение, указать в ст. 204.2 и 291.2 УК РФ минимальные условия уголовной ответственности за коммерческий подкуп и взяточничество и отнести данные деяния не к мелким, а к коммерческому подкупу и взяточничеству, совершенным в размере до десяти тысяч рублей, но причинившим определенные тяжкие последствия, учитывая положения ст. 14 УК РФ и отсутствие административной ответственности за мелкие коммерческий подкуп и взяточничество, поскольку преступлениями являются только деяния, представляющие общественную опасность, а мелкое деяние не может представлять общественной опасности, поэтому его логично отнести к административным правонарушениям. Согласно ст. 14 УК РФ: 1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. 2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Таким образом, любое преступление должно представлять общественную опасность, а деяние, не представляющее общественной опасности, не может быть признано преступлением даже в том случае, если оно предусмотрено УК РФ, поэтому в случае отсутствия в совершенном деянии общественной опасности, суд обязан прекратить уголовное дело о преступлении любой категории тяжести по реабилитирующему основанию (за отсутствием в деянии состава преступления), а привлечение к административной ответственности за совершенное деяние возможно только в случае наличия норм о его совершении в Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности, что требует внесения вышеуказанных изменений. Отсутствие определений общественной опасности деяния и его малозначительности в УК РФ, а также административной ответственности за мелкие коммерческий подкуп и взяточничество в КоАП РФ может влечь случаи произвольного привлечения к уголовной ответственности за мелкие коммерческий подкуп и взяточничество или их признания малозначительными деяниями без учета их реальной степени опасности. При этом угроза привлечения лица к уголовной ответственности за мелкие коммерческий подкуп и взяточничество или его привлечение к уголовной ответственности за данные деяния могут влечь случаи вымогательства у данного лица больших сумм подкупов или взяток для исключения его обвинения в совершении данных или более тяжких деяний (в особенности, учитывая возможность назначения наказания в виде лишения свободы за данные деяния), которые будут только усиливать коррупцию. Вышеизложенное явно нарушает принцип справедливости и не способствует соблюдению законных прав человека, а также правильному применению мер по профилактике и пресечению мелких коммерческого подкупа и взяточничества. Согласно ч. 3 ст. 49 Конституции РФ о презумпции невиновности неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, поэтому привлечение к уголовной ответственности при неустранимых сомнениях в наличии общественной опасности в совершенном деянии нарушает презумпцию невиновности. Деяния, отнесенные к мелким, предусмотрены в УК многих зарубежных стран, но в УК большинства из них они отнесены не к преступлениям, а к менее опасным деяниям (уголовным проступкам, полицейским нарушениям и т. п.). Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства РФ. Ш. Л. Монтескье справедливо отмечал: «Дух умеренности должен быть духом законодателя». Данное утверждение актуально и в наши дни, поэтому необходимо четкое разделение преступлений и административных правонарушений по критерию общественной опасности конкретных противоправных деяний, а признание деяния мелким должно исключать его признание преступлением.