Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Полагаю, что следует декриминализировать уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК РФ), в особенности, в случаях, если оно совершено без использования, поддельных документов, подкупа, членовредительства или иного обмана, учитывая: декриминализацию в 1996 году уклонения от призыва по мобилизации и уклонения от призыва на военные сборы и воинского учета, освобождение от призыва на военную службу лиц, подвергающихся уголовному преследованию или имеющих судимость, наличие в УК РФ других составов преступлений, совершаемых при уклонении от исполнения каких-либо обязанностей путем подкупа должностных лиц или использования поддельных документов (ст. 291, 324 и 327 УК РФ), а также отмену призыва на военную службу в мирное время во многих странах мира (Великобритании, США, Франции, Германии, Болгарии, Польши, Швеции, Латвии и др.) и декриминализацию уклонения от призыва на военную службу в мирное время (в особенности, совершенного без использования обмана) в значительном числе стран мира (Болгарии, Латвии, Эстонии и др.). Уклонение от призыва на военную службу по мобилизации, представляет большую общественную опасность, чем уклонение от призыва на военную службу, совершенное в мирное время, при этом, согласно ст. 22 ФЗ О воинской обязанности и военной службе, субъектами преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, являются только граждане РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, подлежащие призыву на военную службу, т. к. данный ФЗ, определяет призыв на военную службу, именно вышеуказанных лиц, а призыв по мобилизации, регулируются ФЗ О мобилизации и мобилизационной подготовке, поэтому ответственность за уклонение от призыва на военную службу по мобилизации в УК РФ, что делает наличие в ст. 328 УК РФ уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, подлежащих призыву на военную службу, нелогичным и несправедливым. Следует отметить, что в УК Узбекистана (ст. 225) и Вьетнама (ст. 259) криминализировано только уклонение от призыва на военную службу, совершенное после привлечения к административной ответственности за его совершение (административная преюдиция), а в УК Молдовы (ст. 353 и 354) и ряда других стран криминализировано только уклонение от призыва на военную службу, совершенное с использованием обмана и уклонение от призыва на военную службу по мобилизации. В ст. 328 УК РФ отсутствует примечание об освобождении от уголовной ответственности призывника, добровольно явившегося на призывной пункт до передачи дела в суд, которое предусмотрено в ст. 322 Модельного УК СНГ (носящего рекомендательный характер), и в УК ряда стран СНГ (в частности, в ст. 387 УК Казахстана 2014 г.), что может только стимулировать уклонение от призыва на военную службу. Добровольная явка призывника является обстоятельством, которое должно влечь прекращение уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления, поскольку в данном случае отсутствует как общественная опасность, так и противоправность деяния, учитывая добровольное прекращение лицом совершения действий, направленных на уклонение, поэтому необходимо введение примечания, указывающего на то, что такой призывник не подлежит уголовной ответственности, а не освобождается от нее. В ст. 328 УК РФ отсутствует и примечание об освобождении от уголовной ответственности лица, впервые совершившего уклонение от призыва на военную службу или от прохождения альтернативной гражданской службы, вследствие стечения тяжелых обстоятельств, которое указано в ст. 337 и 338 УК РФ, предусматривающих ответственность за самовольное оставление части или места службы и дезертирство, что нелогично, учитывая возможность совершения уклонения от исполнения государственной обязанности в любой форме в случае возникновения тяжелых обстоятельств, и не большей опасности уклонения от военной и альтернативной гражданской службы, ответственность за которое предусмотрена в ст. 328 и 339 УК РФ, чем самовольного оставления части или места службы и дезертирства. Учитывая вышеизложенное, декриминализация уклонения от призыва на военную службу будет способствовать соблюдению принципа справедливости, усилению противодействия коррупции, экономии мер уголовной репрессии, упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства РФ.
|