Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Полагаю, что следует декриминализировать уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы, учитывая: положения ст. 1 и п. 4 ст. 13 ФЗ Об альтернативной гражданской службе и ст. 37 Конституции РФ, отсутствие лишения свободы в ч. 2 ст. 328 УК РФ, предусматривающей ответственность за данное деяние, освобождение от прохождения альтернативной гражданской службы только лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, наличие в УК РФ других составов преступлений, совершаемых при уклонении от исполнения каких-либо обязанностей путем подкупа должностных лиц или использования поддельных документов (ст. 291, 324 и 327 УК РФ), а также отмену призыва на военную и альтернативную гражданскую службу во многих странах мира, законодательство которых предусматривало альтернативную гражданскую службу (Германии, Болгарии и др.) и декриминализацию уклонения от призыва на альтернативную гражданскую службу в значительном числе стран мира, законодательство которых предусматривало данный вид обязательной службы (в частности, в Болгарии). Согласно ст. 1 ФЗ Об альтернативной гражданской службе альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву, а трудовая деятельность граждан, проходящих данную службу, регулируется ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ о данной службе, т. е. данная служба, является видом трудовой деятельности, следовательно, уголовная ответственность за уклонение от нее, является специальным видом ответственности за уклонение от трудоустройства (ст. 209 УК РСФСР), отмененной в 1991 году. Согласно ст. 37 Конституции РФ, труд свободен, поэтому ответственность за уклонение от какой-либо трудовой деятельности или принуждение к ней, противоречит Конституции РФ, в силу чего, следует декриминализировать уклонение от прохождения данной службы, или не относить ее к видам трудовой деятельности (в законодательстве значительного числа стран мира, в которых предусмотрена альтернативная гражданская служба, данная служба отнесена именно к видам службы, а не к видам трудовой деятельности). В силу п. 4 ст. 13 ФЗ Об альтернативной гражданской службе, в случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с ФЗ О воинской обязанности и военной службе. Таким образом, уклонение от призыва на альтернативную гражданскую службу, не влечет отдельной ответственности, а уклонение от ее прохождения, влечет уголовную ответственность, что нелогично, ввиду добровольного порядка поступления на данную службу граждан, годных к военной службе. В ст. 328 УК РФ отсутствует примечание об освобождении от уголовной ответственности призывника, добровольно явившегося на призывной пункт до передачи дела в суд, которое предусмотрено в ст. 322 Модельного УК СНГ (носящего рекомендательный характер), и в УК ряда стран СНГ (в частности, в ст. 387 УК Казахстана 2014 г.), что может только стимулировать уклонение от обязательной службы. Добровольная явка призывника является обстоятельством, которое должно влечь прекращение уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления, поскольку в данном случае отсутствует как общественная опасность, так и противоправность деяния, учитывая добровольное прекращение лицом совершения действий, направленных на уклонение, поэтому более правильным представляется введение в подобные нормы УК примечания, указывающего на то, что такой гражданин не подлежит уголовной ответственности, а не освобождается от нее. В ст. 328 УК РФ отсутствует и примечание об освобождении от уголовной ответственности лица, впервые совершившего уклонение от призыва на военную службу или от прохождения альтернативной гражданской службы, вследствие стечения тяжелых обстоятельств, которое указано в ст. 337 и 338 УК РФ, предусматривающих ответственность за самовольное оставление части или места службы и дезертирство, что нелогично, учитывая возможность совершения уклонения от исполнения государственной обязанности в любой форме в случае возникновения тяжелых обстоятельств, и не большей опасности уклонения от военной и альтернативной гражданской службы, ответственность за которое предусмотрена в ст. 328 и 339 УК РФ, чем самовольного оставления части или места службы и дезертирства. Учитывая вышеизложенное, декриминализация уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы будет способствовать соблюдению принципа справедливости, усилению противодействия коррупции, экономии мер уголовной репрессии, упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства РФ.
|