Уважаемый Владимир Владимирович! Полагаю, что следует исключить из УК РФ и других законодательных актов РФ положения о наказании в виде смертной казни, учитывая отмену смертной казни за преступления террористического характера, сопряженные с убийствами, ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ, при ее сохранении за квалифицированное убийство (ч. 2 ст. 105 УК РФ) и многие другие особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ст. 277, 295, 317 и 357 УК РФ), положения протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и его основных свобод, подписанного РФ и предусматривающего отмену смертной казни в мирное время, и положения ч. 2 ст. 20 Конституции РФ 1993 года, предусматривающие постепенную отмену смертной казни и ее временное сохранение только за преступления против жизни. ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ наказание в виде смертной казни было отменено за совершение терроризма (ст. 205 УК РФ), захвата заложников (ст. 206 УК РФ) и диверсии (ст. 281 УК РФ), сопряженных с убийством, путем исключения убийств, сопряженных с совершением вышеуказанных преступлений из общей нормы УК РФ об убийстве (ст. 105) и включения их в перечень особо квалифицирующих признаков соответствующих видов преступлений (ч. 3 ст. 205, ч. 4 ст. 206 и ч. 3 ст. 281), при этом в качестве особо квалифицирующего признака в ч. 3 ст. 205, ч. 4 ст. 206 и ч. 3 ст. 281 УК РФ предусмотрено не совершение данных преступлений, сопряженное с убийством, а их совершение, повлекшее умышленное причинение смерти человеку, что отражает недостатки юридической техники, используемой при подготовке данного ФЗ, поскольку термин "повлекшее" используется при указании на неосторожною форму вины к наступившим последствиям, а умышленное причинение смерти человеку является определением убийства (ч. 1 ст. 105 УК РФ), поэтому более правильно указать данный признак как преступление, сопряженное с убийством. ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ был направлен на отмену суда присяжных по делам о преступлениях террористического характера, поэтому им предусматривалась отмена смертной казни за соответствующие преступления, при этом в случае наличия совокупности данных преступлений и преступлений, предусматривающих смертную казнь, согласно ч. 2 ст. 20 Конституции РФ, будет необходимо соблюдение права обвиняемого не рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Частичная отмена смертной казни ФЗ N 321 повлекла нарушение принципа справедливости, учитывая сохранение смертной казни за убийство двух или более лиц и убийство одного человека, совершенное при наличии квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 105 УК РФ), а также за посягательство на жизни лиц, указанных в ст. 277, 295 и 317, при ее отмене за совершение убийств, сопряженных с совершением более опасных преступлений террористического характера. ФЗ от 4 мая 2014 г. N 130-ФЗ и ФЗ от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ не внесли необходимых изменений при общем усилении ответственности за совершение преступлений террористического характера. ФЗ от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ введена отдельная ответственность за международный терроризм (ст. 361 УК РФ), но за данное деяние не предусмотрена смертная казнь. Наличие наказания в виде смертной казни в санкции соответствующей нормы Особенной части УК означает право суда на его назначение любым лицам, которым оно может быть назначено, совершившим преступление, предусмотренное соответствующей нормой, в случае отмены моратория на назначение или исполнение смертной казни, а его отсутствие в санкции соответствующей нормы означает невозможность его назначение в случае отмены указанного моратория. В случае если оно было вновь введено в норму до отмены моратория, его назначение возможно только лицам, совершившим соответствующие преступления после его введения в действие новым законом, согласно принципу обратной силы закона (ст. 54 Конституции РФ и ст. 10 УК РФ). Поэтому возвращение смертной казни за преступления террористического характера не повлечет назначения данного вида наказания лицам, совершившим данные преступления до вступления в силу соответствующего закона, и не будет способствовать соблюдению принципа справедливости в отношении лиц, совершивших особо тяжкие преступления, за которые предусмотрена смертная казнь, до вступления такого закона в силу. Не менее тяжкими преступлениями, чем международный терроризм, являются массовые убийства, совершенные при геноциде (ст. 357 УК РФ) и других особо тяжких преступлениях, посягающих на жизнь человека, поэтому допустима отмена смертной казни за все преступления, кроме массовых убийств, учитывая наибольшую опасность данных преступлений и исключительность наказания в виде смертной казни. Несправедливое распределение наказания в виде смертной казни встречалось в законодательстве России, СССР и ряда других стран (Ватикан, Великобритания, Италия, Кипр и др.), при этом смертная казнь отменялась, без ее отмены за все преступления, за общеуголовное убийство и другие общеуголовные преступления (хищения, терроризм, не сопряженный с убийством и др.), но за преступления, сходные по признакам с преступлениями террористического характера, предусмотренными УК РФ, как правило, всегда предусматривалась смертная казнь, при ее наличии в законодательстве. В законодательстве большинства стран мира, в УК которых сохранена смертная казнь, она предусмотрена за преступления террористического характера, сопряженные с убийством. В УК Казахстана 2014 г. наказание в виде сметной казни сохранено только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании (ч. 1 ст. 47). В законодательстве еще пяти государств (Бразилия, Израиль, Перу, Сальвадор и Чили) наказание в виде сметной казни сохранено только за особо тяжкие преступления, совершенные в исключительных случаях (в частности, в военное время). Из законодательства большинства стран Европы и СНГ, а также значительного числа других стран мира исключено наказание в виде смертной казни. В России до 1917 года, в Великобритании с 1964 по 1998 год, на Кипре с 1983 по 2002 год и в ряде других стран смертная казнь была отменена сначала за убийство, а затем за другие преступления. Отмена смертной казни сначала за большинство или за все виды убийств, а затем за все преступления нарушает принцип справедливости и не способствует борьбе с преступностью, поскольку убийство является основным наиболее тяжким преступлением, нарушающим право человека на жизнь и позволяющим скрыть другие преступления, за совершение которого справедливо предоставление суду права на назначение виновному лицу высшей меры наказания, предусмотренной уголовным законом. Поэтому если такой мерой наказания является смертная казнь, необходимо ее установление за наиболее тяжкие виды убийств, в частности, за массовые убийства, совершенные при геноциде или других особо тяжких преступлениях, посягающих на жизнь человека. В противном случае необходима полная отмена смертной казни для исключения случаев ее назначения лицам, не имеющим склонности к тяжким насильственным преступлениям, или случаев совершения убийств в целях сокрытия преступлений, за совершение которых предусмотрена смертная казнь. Согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, при этом согласно ст. 59 УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, и не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста, либо лицу, выданному РФ иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям. Согласно Протоколу N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни ETS N 114 (Страсбург, 28 апреля 1983 г.), который подписан РФ, но не ратифицирован, смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (ст. 1). Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства (ст.2). Согласно Протоколу N 13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об отмене смертной казни при любых обстоятельствах ETS N 187 (Вильнюс, 3 мая 2002 г.), в котором РФ не участвует, смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (ст. 1). Согласно ч. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, поэтому смертная казнь в УК РФ является временной мерой наказания, которая должна быть отменена независимо от членства РФ в Совете Европы, при этом не указан конкретный срок, по истечении которого смертная казнь подлежит отмене. Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан" запрещено назначение смертной казни до введения во всех субъектах РФ судов с участием присяжных заседателей. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года N 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя РФ, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции РФ, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей. Данные акты Конституционного Суда РФ являются единственными актами, юридически устанавливающими мораторий на назначение и исполнение смертной казни в РФ, поскольку в РФ отсутствуют указ Президента или федеральный закон о введении соответствующего моратория, которые приняты в большинстве стран, вводящих мораторий на смертную казнь, что нелогично и требует законодательного урегулирования. Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р фактически отменяет смертную казнь, поскольку оно не предполагает возвращения к праву суда на ее назначение. Вышеизложенное свидетельствует о необходимости исключения наказания в виде смертной казни из законодательства РФ для соблюдения ч. 2 ст. 20 Конституции РФ и дальнейшей либерализации уголовного законодательства РФ, поэтому ее исключение из норм УК РФ о преступлениях террористического характера следует считать очередным шагом законодателя к полной отмене смертной казни, который был сделан с нарушением принципа справедливости и должен привести к полной ее отмене. Необходимость отмены смертной казни в РФ следует из многочисленных ограничений на ее применение, установленных УК РФ (пол и возраст осужденного, его вменяемость, сроки давности привлечения к уголовной ответственности или приведения в исполнение приговора суда и т. п.), исключающих применение смертной казни ко всем лицам, представляющим повышенную общественную опасность, и порядка исполнения наказания в виде смертной казни в РФ и значительном числе других стран, законодательство которых предусматривает наказание в виде смертной казни (США, Японии, КНР, Казахстана и др.), влекущего длительное содержание приговоренного в тюрьме до решения вопроса о приведении в исполнение смертного приговора или помиловании, которое оказывает очень сильное психологическое воздействие на осужденного и влечет такие же финансовые затраты государства на его содержание, как и на содержание осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы. Ускоренный порядок приведения в исполнение смертного приговора влечет увеличение числа судебных ошибок и нарушение законных прав лиц, приговоренных к смертной казни, поэтому он не соответствует общим принципам права. Единственным правильным решением проблемы смертной казни может быть только ее отмена. Наказание в виде смертной казни для лиц, представляющих повышенную опасность для окружающих, может быть заменено другими мерами наказания (пожизненным лишением свободы или лишением свободы на определенный длительный срок) или иными воздействия (необходимая оборона, применение силы при задержании лица, право на применение силы к лицу, совершающему побег из места заключения и др.), поскольку лицо, общественно опасные действия которого были пресечены, может быть изолировано от общества без последующей его смертной казни, а к лицу, общественно опасные действия которого невозможно пресечь без применения к нему опасного насилия, может быть законно применено насилие, создающее непосредственную опасность для его жизни. В законодательстве России и СССР с первой половины 19-го века до 1954 года (Указ ПВС СССР от 30 апреля 1954 г. "Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство") не предусматривалось наказание в виде смертной казни за многие виды квалифицированного убийства, при этом в уголовном законодательстве России до 1917 года не относилось к превышению пределов необходимой обороны применение любого насилия к нападающему, если оно было направлено на защиту чести или жизни. Учитывая вышеизложенное, отмена смертной казни не повлечет роста преступности и будет способствовать дальнейшей либерализации законодательства.
|