Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Полагаю, что следует ввести в Закон РФ О частной детективной и охранной деятельности определение осмотра, производимого частным охранником, или исключить из ч. 1 ст. 12.1 данного Закона право частного охранника производить в пределах, установленных законодательством РФ, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Согласно п. 3) ч.1 ст. 12.1 О частной детективной деятельности частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право производить в пределах, установленных законодательством РФ, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество. Согласно ч. 5 ст. 12 данного Закона охранникам запрещено использовать методы сыска. Согласно ч. 1 ст. 5 данного Закона в ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона. Согласно ч. 1 ст. 3 данного Закона в целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг: 1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; 2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; 3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; 4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; 5) поиск без вести пропавших граждан; 6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; 7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело; 8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, на договорной основе с взыскателем. Таким образом, осмотр отнесен данным Законом к методам сыска и может производиться только в целях сыска частным детективом, поэтому п. 3) ч. 1 ст. 12.1 противоречит ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 5 и ч. 5 ст. 12 данного Закона, что требует внесения вышеуказанных изменений. При этом наиболее правильным представляется исключение права частного охранника на производство осмотра, поскольку осмотр отличает от досмотра (который частным охранникам проводить запрещено) наличие права только на визуальное исследование объекта, а не на детальное его исследование, поэтому наличие данного права частного охранника не способствует соблюдению правил безопасности на охраняемом объекте и может влечь незаконные досмотры. Данные изменения позволят устранить противоречия вышеуказанных норм Закона РФ О частной детективной и охранной деятельности и будут способствовать соблюдению высшей ценности прав и свобод человека (ст. 2 Конституции РФ), противодействию коррупции, а также упорядочиванию правовых норм и судебной практики.
|