Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Существует необходимость введения в ФЗ Об оружии понятия коллекционного оружия, к которому следует отнести все виды гражданского и иного оружия, не запрещенного к обороту в РФ, в частности, иностранного, либо снятого с вооружения военного оружия, при этом любое коллекционное оружие, не отнесенное ФЗ Об оружии к служебному, боевому или запрещенному к обороту на территории РФ, следует отнести к гражданскому оружию. Приобретение гражданского оружия, приобретаемого по лицензии на приобретение соответствующего вида оружия, с целью коллекционирования (без права ношения), следует разрешить только на основании лицензии на коллекционирование оружия, без необходимости получения каких-либо других лицензий (такой порядок приобретения установлен с 1 января 2018 года для антикварного оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность). Приобретение охотничьего холодного клинкового оружия с целью коллекционирования (без права ношения) следует разрешить без получения каких-либо документов, поскольку такое холодное оружие, приобретается без лицензии (на основании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия), не регистрируется в уполномоченных органах (ст. 13 ФЗ Об оружии) и может хранится без получения разрешения (ст. 22 ФЗ Об оружии), поэтому, как оружие, приобретаемое без лицензии, его разрешено коллекционировать без лицензии и допустимо разрешить его к приобретению без каких-либо документов, учитывая необоснованно усложненный дискриминационный порядок его приобретения, запрещающий приобретать его лицам, не имеющим разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия (независимо от наличия у них охотничьих билетов, лицензий на приобретение оружия или разрешений на хранение оружия, не являющегося охотничьим). Правило о необходимости наличия разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия для приобретения и ношения такого холодного клинкового оружия, следует исключить из ФЗ Об оружии, ввиду его нелогичности и не большей опасности данного вида холодного оружия, чем других его видов и бытовых предметов (в особенности, таких предметов, отнесенных к предметам хозяйственно-бытового назначения, как: мачете, кукри, туристические ножи, топоры, ружья для подводной охоты и т.п.). ФЗ от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ с 1 января 2018 года запрещено приобретение в целях коллекционирования спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему (п. 11) ст. 6 ФЗ Об оружии), поэтому данное оружие имеют право приобретать только граждане, получившие специальную лицензию на его приобретение, в количестве не более пяти единиц оружия (ст. 13 ФЗ Об оружии), а лицензия на коллекционирование оружия более не является документом, дающим право на приобретение и хранение такого оружия в количестве более пяти единиц. Таким образом, произошло исключение одного вида гражданского оружия из перечня видов оружия, которые разрешено коллекционировать. ФЗ от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ не учтено отсутствие четких критериев отличия спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом от других видов огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом, которые разрешено коллекционировать (в частности, от оружия иностранного производства, не являющегося гражданским или служебным), и запрета на коллекционирование огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и любого огнестрельного короткоствольного оружия, имеющего культурную ценность, а также степень опасности конкретных видов спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом, поскольку не все его виды имеют высокую поражающую способность, приближающую их по степени опасности к наиболее опасному ручному огнестрельному оружию. Установление запрета на коллекционирование патронов к спортивному огнестрельному короткоствольному оружию с нарезным стволом практически не имеет смысла и не может способствовать ограничению коллекционирования таких патронов, учитывая использование большинства типов патронов к спортивному огнестрельному короткоствольному оружию с нарезным стволом (малокалиберных патронов, пистолетных патронов к пистолетам систем: «Браунинга», «кольта», «Макарова», «Токарева», «Маузера» и ряда других систем) в различных видах спортивного и охотничьего длинноствольного оружия с нарезным стволом, правила приобретения и иного оборота которого являются менее строгими, чем указанные правила, установленные в отношении спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом. Количественные ограничения на приобретение и хранение патронов ко всем видам гражданского оружия отсутствуют, поэтому введение запрета на коллекционирование отдельных видов патронов не имеет смысла и может ограничивать приобретение и хранение патронов только для коллекционеров, имеющих лицензии с отметкой о праве на приобретение именно патронов к различным видам гражданского оружия, которые не имеют права на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом. Вышеизложенное свидетельствует о нецелесообразности подобного ограничения перечня видов оружия и патронов, являющихся предметами коллекционирования, и о необходимости введения отдельного понятия коллекционного оружия, четко отделяющего его от других видов оружия. Категория коллекционного оружия предусмотрена законодательством об оружии многих стран мира, при этом в большинстве данных стран не требуется получения лицензии или других разрешительных документов для приобретения холодного оружия и многих либо всех видов оружия, имеющего культурную ценность, а приобретение в целях коллекционирования многих или всех видов короткоствольного огнестрельного оружия, предназначенного для причинения смерти человеку, не запрещено и допускается, как правило, на основании лицензий или других разрешительных документов. Расширение перечня видов гражданского оружия необходимо, учитывая как отнесение к гражданскому оружию видов оружия, которое имеют право приобретать граждане, так и право на свободный оборот любыми лицами видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии (в частности, оружия иностранного производства, не являющегося гражданским или служебным (если оно не отнесено ФЗ Об оружии к боевому оружию или оружию, запрещенному к обороту на территории РФ)), на основании положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, указывающих на свободный оборот предметов, ограничения на оборот которых не указаны в официально опубликованном законе и не введены в порядке, установленном законом, в официально опубликованном подзаконном акте. Поэтому расширение перечня видов гражданского оружия будет способствовать упорядочиванию правовых норм и установлению четких правил оборота каждого вида оружия, соответствующих степени его опасности. В отношении коллекционирования боевого оружия или оружия, запрещенного к обороту в РФ допустимо сохранение специальных правил коллекционирования без его отнесения к коллекционному оружию или исключение его сбора и хранения уполномоченными на то субъектами из понятия коллекционирования оружия, поскольку не все виды сбора и хранения оружия в специальных целях отнесены к его коллекционированию в правилах оборота гражданского, служебного или боевого оружия.
|