Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Существует необходимость введения правил оборота дульнозарядного огнестрельного оружия и иного огнестрельного оружия, не предназначенного для использования унитарных патронов, поскольку ФЗ Об оружии определены только правила оборота такого оружия, отнесенного к старинному (антикварному) огнестрельному оружию и его копиям либо репликам. Согласно положениям ст. 1 ФЗ Об оружии оружием, имеющим культурную ценность, является оружие, включенное в состав Музейного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в том числе старинное (антикварное) оружие. Старинным (антикварным) оружием является огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года. Копией старинного (антикварного) оружия является оружие, изготовленное по оригиналу либо чертежам образца старинного (антикварного) оружия при условии точного или масштабного воспроизведения его конструкции, внешнего вида и художественного оформления, не включающее подлинные части антикварного или иных видов оружия; Репликой старинного (антикварного) оружия является оружие, изготовленное по оригиналу, чертежам либо описанию образца старинного (антикварного) оружия с творческим варьированием конструкции, внешнего вида или художественной отделки, представляющее культурную ценность как образец художественного творчества и декоративно-прикладного искусства. Поэтому не все виды дульнозарядного огнестрельного оружия и иного огнестрельного оружия, не предназначенного для использования унитарных патронов, отнесены к старинному (антикварному) оружию, его копиям либо репликам. При этом другие его виды могут быть отнесены к охотничьему или спортивному оружию или к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, либо к оружию запрещенному к обороту. Указанные виды пистолетов и револьверов могут быть отнесены к спортивному оружию или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, либо к оружию, запрещенному к обороту. При этом отсутствуют четкие критерии отнесения указанного огнестрельного оружия к спортивному или охотничьему оружию и не все его виды сертифицированы в качестве соответствующих видов гражданского оружия, а к оружию, запрещенному к обороту, в ст. 6 ФЗ Об оружии и криминалистических требованиях отнесены различные виды оружия, как предназначенные, так и не предназначенные для использования унитарных патронов. Поэтому многие виды указанного огнестрельного оружия являются оружием, не предусмотренным ФЗ Об оружии. Таким образом, существуют виды данного огнестрельного оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, находящиеся в свободном обороте, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, что требует введения правил оборота его оборота, четко распределяющих ограничения на их оборот по степени их опасности. Согласно положениям ст. 18 ФЗ Об оружии, запрещено продавать инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия гражданам, не представившим разрешение на хранение и ношение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия. При этом осуществление выстрела из оружия, имеющего культурную ценность, и иное его использование для поражения цели или подачи сигналов, за исключением имитации использования данного оружия, не отнесенного к старинному (антикварному) оружию, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия вместе с историческими костюмами во время проведения историко-культурных либо иных публичных мероприятий, запрещено положениями ст. 24 ФЗ Об оружии. Таким образом, если огнестрельное оружие, не предназначенное для использования унитарных патронов, отнесено к оружию, имеющему культурную ценность, то его использование в качестве оружия запрещено положениями ФЗ Об оружии, а если оно отнесено к короткоствольному оружию и у его владельца отсутствует разрешение на хранение ношение огнестрельного оружия, то он не имеет права на приобретения пороха и капсюлей к указанному оружию, но законный владелец охотничьего или спортивного длинноствольного огнестрельного оружия имеет указанное разрешение и право на приобретение пороха и капсюлей для заряжания не только огнестрельного длинноствольного оружия, но и огнестрельного короткоствольного оружия, которое не может быть отнесено к охотничьему оружию (ст. 3 ФЗ Об оружии) и не всегда может быть отнесено к спортивному огнестрельному оружию. Это требует внесения в ФЗ Об оружии изменений, четко определяющих правила оборота данного оружия, пороха, капсюлей к указанному оружию, а также патронов, не являющихся унитарными, при котором возможно введения в свободный оборот капсюлей и данного оружия, а также установления правил приобретения и иного оборота пороха и готовых патронов ко всем видам указанного оружия и введения перечня оснований, дающих право на их приобретение. В Законе РФ Об оружии 1993г. и подзаконных актах, принятых в целях его исполнения, были предусмотрены основные правила оборота всех видов оружия, поскольку к служебному оружию было отнесено больше видов огнестрельного оружия, чем в ФЗ Об оружии, а виды оружия, им не предусмотренные, могли находиться в обороте в целях коллекционирования оружия или имитации его применения в случаях, предусмотренных законодательством РФ. При этом в Правилах оборота гражданского и служебного оружия, действовавших до 1998 года, были установлены правила коллекционирования оружия, как предусмотренного, так и не предусмотренного Законом РФ Об оружии, а критерием наличия обязанности получения лицензии на коллекционируемое оружие было наличие возможности производства выстрела. В ФЗ Об оружии и Правилах оборота гражданского и служебного оружия, действовавших с 1998 года, подобные и другие правила оборота видов оружия, не предусмотренных законом, отсутствуют до настоящего времени. В законодательстве многих странах мира данное огнестрельное оружие находится в свободном или ограниченном обороте как оружие самообороны, охотничье или коллекционное оружие. При этом в части стран мира распространяется практика охоты с дульнозарядными ружьями, винтовками и карабинами, направленная на сохранение животного мира, и производятся данные виды оружия, внешне сходные со стандартным современным огнестрельным оружием, а в ряде стран мира (в частности, в Чехии) в качестве оружия самообороны производятся и реализуются небольшие дульнозарядные пистолеты, имеющие вид современного огнестрельного оружия, которые находятся в свободном или ограниченном обороте. В законах об оружии многих странах СНГ (включая Закон Об оружии Узбекистана от 29 июля 2019г.) предусмотрены правила оборота многих или всех видов пистолетов и иного огнестрельного оружия, поскольку к боевому оружию могут быть отнесены виды оружия, состоящие на вооружении только в иностранных государствах или состоявшие на вооружении в прошлом. В законодательстве части данных стран содержатся правила оборота видов оружия, не предусмотренных их законами об оружии (которые могут быть использованы в целях коллекционирования), и в перечне видов гражданского оружия предусмотрено коллекционное оружие. Критерием наличия обязанности получения разрешения на коллекционируемое оружие в части указанных стран является наличие возможности производства выстрела. Учитывая вышеизложенное, необходимо введение правил дульнозарядного огнестрельного оружия и иного огнестрельного оружия, не предназначенного для использования унитарных патронов, соответствующих степени опасности конкретных их видов. В целях наиболее правильного распределения ограничений на оборот различных видов оружия и мер ответственности за незаконные действия с оружием, как представляющие, так и не представляющие общественную опасность, необходимы введение в ФЗ Об оружии коллекционного оружия как отдельного вида гражданского оружия, включающего все виды оружия, не запрещенные к обороту в РФ, расширение перечня видов оружия самообороны, введение права на приобретение без лицензии и регистрации части видов огнестрельного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию, незначительно превышающую минимальную (0,5 Дж на мм2), и иных видов огнестрельного оружия, представляющих меньшую опасность, чем стандартные его виды, а также декриминализация незаконного оборота всех наименее опасных видов огнестрельного оружия и иных наименее опасных видов оружия и четкое разграничение мер административных и уголовных наказаний за незаконные действия с оружием по степени опасности конкретных его видов, отсутствию или наличию причиненного вреда и тяжести наступивших последствий, учитывая отсутствие уголовной ответственности за многие незаконные действия с гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием, обладающем большей поражающей способностью, чем карманные и многие другие пистолеты и револьверы, и огнестрельным оружием ограниченного поражения, наиболее опасные виды которого могут быть сопоставимы по поражающей способности с другими видами огнестрельного оружия, имеющего небольшую поражающую способность. Внесение данных изменений позволит упорядочить правила оборота видов оружия различной степени опасности и меры ответственности и наказаний за незаконные действия с оружием и будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина.
|