Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Существует необходимость введения правил оборота карманных пистолетов и револьверов, отнесенных к огнестрельному оружию, предназначенному для причинения смерти человеку, или к другим видам оружия, и решения вопроса о декриминализации незаконного оборота их видов, отнесенных к огнестрельному и иному оружию, указанному в ст. 222 и 223 УК РФ, и других видов наименее опасного оружия, поскольку правила их оборота или запрет к обороту данного оружия в ФЗ Об оружии не предусмотрены, что требует их введения в ФЗ Об оружии, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, допускающие к свободному обороту предметы, правила оборота которых отсутствуют в официально опубликованных законодательных актах. Карманные пистолеты и револьверы, отнесенные к сигнальному, списанному, газовому, метательному или пневматическому оружию либо к огнестрельному оружию ограниченного поражения, находятся в таком же обороте, как и другие виды указанного оружия. При этом критерии отнесения к оружию видов метательного оружия, не отнесенных к лукам и арбалетам, законодательно не определены и четкие правила их оборота, но многие виды карманных пистолетов и револьверов метательного или пневматического действия не могут быть отнесены к оружию, учитывая отсутствие возможности придания снаряду дульной энергии более 3 Дж, необходимой для отнесения предмета к пневматическому оружию и для причинения вреда, достаточного для признания предмета любым видом стрелкового оружия. Карманные пистолеты и револьверы, отнесенные к огнестрельному оружию, предназначенному для причинения смерти человеку, не запрещены к обороту, поскольку они отнесены к короткоствольному оружию, многие виды которого не запрещены к обороту. При этом они не могут быть отнесены к оружию самообороны, к которому в ст. 3 ФЗ Об оружии отнесено только нелетальное оружие, данные пистолеты и револьверы, имеющие культурную ценность, отнесены к оружию, ее имеющему, но правила оборота данного оружия, предназначенного для использования унитарных патронов, отсутствуют, за исключением правил его ношения, производства или торговли им. Виды данного оружия, не предназначенные для использования унитарных патронов, могут быть приобретены по лицензии на коллекционирование оружия, но без регистрации (ст. 13 ФЗ Об оружии). Данные пистолеты и револьверы с нарезным стволом могут быть отнесены к спортивному огнестрельному короткоствольному оружию с нарезным стволом, приобретаемому только по специальным лицензиям, ношение которого запрещено (ст. 13 ФЗ Об оружии), но критерии их отнесения к данному оружию не предусмотрены, а их характеристики могут затруднять их использование для спортивной стрельбы. Не предусмотрены ФЗ Об оружии и критерии отнесения к спортивному оружию гладкоствольных пистолетов и револьверов, а также правила оборота многих видов гладкоствольных пистолетов и револьверов. Пистолеты и револьверы отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж могут быть отнесены к служебному оружию (ст. 4 ФЗ Об оружии), но они должны соответствовать ряду специальных критериев, что исключает отнесение к служебному оружию целого ряда их видов, К боевому оружию отнесено только оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое на вооружение в РФ (ст. 5 ФЗ Об оружии). Таким образом, существуют виды пистолетов и револьверов, не предусмотренные ФЗ Об оружии, находящиеся в свободном обороте, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, что требует введения правил оборота указанных пистолетов и револьверов, четко распределяющих ограничения на их оборот по степени их опасности. Порох, капсюли и патроны, не являющиеся унитарными, могут быть приобретены только гражданами, имеющими разрешение на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, учитывая положения ст. 18 ФЗ Об оружии. При этом осуществление выстрела из оружия, имеющего культурную ценность, и иное его использование для поражения цели или подачи сигналов, за исключением имитации использования данного оружия, не отнесенного к антикварному, на исторических реконструкциях, запрещено положениями ст. 24 ФЗ Об оружии. Патроны к гражданскому оружию, приобретаемому по лицензии и подлежащему регистрации в уполномоченных органах, могут быть приобретены только гражданами, имеющим разрешение на хранение соответствующего оружия, а патроны к служебному или боевому оружию могут быть приобретены только по документам на указанное оружие, выданных гражданам, имеющим право на временное или постоянное владение им. Поэтому многие виды патронов к карманным и другим пистолетам и револьверам, не предусмотренным ФЗ Об оружии, не могут быть приобретены лицами, не имеющими разрешений на хранение гражданского оружия под указанные патроны, учитывая изготовление многих видов огнестрельного оружия под определенные типы патронов, используемые в видах данного оружия, имеющих различную обротоспособность, и отмену с 2011 года запрета на использование многих видов патронов к пистолетам и револьверам в длинноствольном огнестрельном оружии с нарезным стволом, предусмотренного ранее криминалистическими требованиями, но в ФЗ Об оружии отсутствуют правила оборота видов патронов, отличающихся от патронов к гражданскому, служебному или боевому оружию, не запрещенных к обороту, а приобретение патронов к гражданскому оружию ограничено только в том случае, если само указанное оружие приобретается по лицензии, что требует введения четких правил оборота видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, и патронов к ним, а также всех видов оружия, имеющего культурную ценность, и патронов к ним. Многие виды карманных пистолетов и револьверов, имеют меньшую поражающую способность, чем пистолеты и револьверы больших размеров, поскольку не могут причинить вред человеку в любом бронежилете или в плотной зимней одежде, что дает возможность установления на их оборот менее строгих ограничений, чем на оборот видов огнестрельного оружия, имеющих большую поражающую способность. В Законе РФ Об оружии 1993г. и подзаконных актах, принятых в целях его исполнения, были предусмотрены основные правила оборота всех видов оружия, поскольку к служебному оружию было отнесено больше видов огнестрельного оружия, чем в ФЗ Об оружии, а виды оружия, им не предусмотренные, могли находиться в обороте в целях коллекционирования оружия или имитации его применения в случаях, предусмотренных законодательством РФ. При этом в Правилах оборота гражданского и служебного оружия, действовавших до 1998 года, были установлены правила коллекционирования оружия, как предусмотренного, так и не предусмотренного Законом РФ Об оружии, а критерием наличия обязанности получения лицензии на коллекционируемое оружие было наличие возможности производства выстрела. В ФЗ Об оружии и Правилах оборота гражданского и служебного оружия, действовавших с 1998 года, подобные и другие правила оборота видов оружия, не предусмотренных законом, не предусмотрены до настоящего времени. В законодательстве многих странах мира карманные пистолеты и револьверы находятся в свободном или ограниченном обороте как оружие самообороны или коллекционное оружие. При этом в законах об оружии многих странах СНГ (включая Закон Об оружии Узбекистана от 29 июля 2019г.) предусмотрены правила оборота многих или всех видов пистолетов и иного огнестрельного оружия, поскольку к служебному оружию отнесены пистолеты и револьверы иностранного производства и многие другие их образцы, не являющиеся служебным оружием, согласно ст. 4 ФЗ Об оружии, а к боевому оружию могут быть отнесены виды оружия, состоящие на вооружении только в иностранных государствах или состоявшие на вооружении в прошлом. В законодательстве части данных стран содержатся правила оборота видов оружия, не предусмотренных их законами об оружии (которые могут быть использованы в целях коллекционирования), и в перечне видов гражданского оружия предусмотрено коллекционное оружие. Критерием наличия обязанности получения разрешения на коллекционируемое оружие в части указанных стран является наличие возможности производства выстрела. Учитывая вышеизложенное, необходимо введение правил оборота карманных пистолетов и револьверов, являющихся огнестрельным оружием, предназначенным для причинения смерти человеку, соответствующих степени опасности конкретных их видов, и правил оборота видов метательного оружия, не являющегося луками или арбалетами, а также установления минимальных критериев поражающей способности видов метательного оружия, не являющихся луками или арбалетами, и огнестрельного оружия ограниченного поражения. В целях наиболее правильного распределения ограничений на оборот различных видов оружия и мер ответственности за незаконные действия с оружием, необходимы введение в ФЗ Об оружии коллекционного оружия как отдельного вида гражданского оружия, включающего все виды оружия, не запрещенные к обороту в РФ, расширение перечня видов оружия самообороны, введение права на приобретение без лицензии и регистрации части видов метательного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, а также иного огнестрельного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию, незначительно превышающую минимальную (0,5 Дж на мм2), и иных видов огнестрельного оружия, представляющих меньшую опасность, чем стандартные его виды, а также декриминализация незаконного оборота всех наименее опасных видов огнестрельного оружия и иных наименее опасных видов оружия и четкое разграничение мер административных и уголовных наказаний за незаконные действия с оружием по степени опасности конкретных его видов, отсутствию или наличию причиненного вреда и тяжести наступивших последствий, учитывая отсутствие уголовной ответственности за многие незаконные действия с гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием, обладающем большей поражающей способностью, чем карманные и многие другие пистолеты и револьверы, и огнестрельным оружием ограниченного поражения, наиболее опасные виды которого могут быть сопоставимы по поражающей способности с другими видами огнестрельного оружия, имеющего небольшую поражающую способность. Внесение данных изменений позволит упорядочить правила оборота видов оружия различной степени опасности и меры ответственности и наказаний за незаконные действия с оружием и будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина.
|