Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д.А.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Общеизвестна проводимая ФСКН на протяжении последних лет кампания уголовного преследования субъектов «маковых» экономических отношений. Изначально эта кампания базировалась на утверждениях, что в страну ввозится мак пищевой, содержащий значительное количество сорной примеси маковой соломы. Маковая солома, хотя фактически не является наркотическим средством (поскольку при её непосредственном употреблении получить наркотическое опьянение нельзя), внесена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ» в Список № 1 веществ, запрещенных к обороту в Российской Федерации, т.к. путем достаточно сложных манипуляций с применением определенного набора веществ, находящихся в открытой продаже, из неё можно получить препарат, который оказывает, то ли наркотический, то ли психотропный эффект.
ФСКН России с момента своего образования в 2003 г. в целях исполнения отчетных показателей обратила внимание на пищевой мак, который в некоторых регионах России наркозависимые лица стали использовать для изготовления одурманивающего зелья. Поскольку усилия ФСКН, направленные на запрет действующим законодательством содержания в пищевом маке любого количества естественных для растения рода Мак наркопримесей, а также предложения пропускать весь ввозимый пищевой мак через «сито» ФСКН (с вполне понятной целью...) были всеми органами государственной власти отвергнуты, то ФСКН России пошла по известному пути дезинформации общества и власти, указанному известным историческим персонажем: «Чтобы в ложь поверили, она должна быть чудовищной!».
С подачи ФСКН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет пищевых производств» был разработан ГОСТ Р 52533 -2006 г. «Мак пищевой. Технические условия», в который позже были внесены поправки, по сути полностью запрещающие в пищевом маке то, что запретить в принципе невозможно: продукт жизнедеятельности растения рода Мак – наркотически активные алкалоиды. При этом ФСКН было заведомо известно, что данный стандарт (ГОСТ) на момент его издания уже не рассматривался действующим законодательством как обязательный к исполнению нормативный акт, а потому в ход была пущена оголтелая пропаганда обратного.
После этого уголовное преследование субъектов предпринимательской деятельности приняло характер национального бедствия, тотального террора.
За несоответствие реализуемого пищевого мака мнимым требованиям ГОСТа были посажены тысячи граждан России: самыми известными выступают дела бакалейщиков Романа Пронякина и Игоря Осьмынина, отца и сына Парамоновых. Сегодня на плаху положена семья Шиловых, которых обвинили в создании преступного сообщества, а научного сотрудника Зеленину О.Н. назвали пособником этого сообщества лишь за то, что по просьбе директора института она подготовила ответы на вопросы Шилова С.Я. по биологии мака и степени его очистки.
Уже почти 18 месяцев Зеленина О.Н. подвергается уголовному преследованию со стороны УФСКН России по г. Москве лишь за то, что осмелилась написать, что мак пищевой, как это и указывается в Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (далее - Единой конвенции) наркотическим средством не является и ничтожная примесь маковой соломы и опийных алкалоидов его таковым не делает!
Эти утверждения имеют под собой четкую правовую основу.
В действительности Правительство Российской Федерации, включив маковую солому в Список № 1 наркотических средств, запрещенных к обороту в Российской Федерации, превысило свои полномочия, установленные международным договором Российской Федерации – Единой конвенцией.
Согласно Единой конвенции (ст. 1) «маковая солома» означает «все части (за исключением семян) скошенного опийного мака».
«Маковая солома», как таковая, не внесена Единой конвенцией ни в один списков и не признана наркотическим средством.
Конституционный Суд РФ в Определении от 24 января 2013 года № 56-О разъяснил:
Как указывалось в решениях Конституционного Суда РФ (Определения от 8 февраля 2007 года № 290-О-П и № 292-О-П, от 17 июля 2007 года № 619-О-О, от 17 июня 2010 года № 832-О-О, от 27 января 2011 года № 57-О-О и от 17 июля 2012 года № 1336-О), Российская Федерация, ратифицировав Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года (с поправками, внесенными в нее Протоколом 1972 года) и Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, тем самым взяла на себя обязательство принимать в пределах своей территории любые необходимые, по ее мнению, специальные меры контроля в отношении какого бы то ни было наркотического средства, включенного в Список I Единой конвенции о наркотических средствах, учитывая его особо опасные свойства, а также - если существующие в стране условия делают это наиболее подходящим способом охраны здоровья и благополучия - вводить законодательные и административные меры, какие могут быть необходимы для того, чтобы выполнять принятые на себя обязательства (пункт 5 статьи 2 и пункт "а" статьи 4 Единой конвенции о наркотических средствах).
Таким образом, Российская Федерация вправе устанавливать более жесткие меры контроля только для наркотических средств, включенных в Список I Единой конвенции.
Согласно ст. 39 Единой конвенции независимо от каких-либо постановлений настоящей Конвенции ничто не препятствует, или считается препятствующим, Сторонам принимать более строгие или более суровые меры контроля, чем те, которые предусматриваются настоящей Конвенцией, и, в частности, требовать, чтобы препараты, включенные в Список III, или наркотические средства, включенные в Список II, подлежали всем или таким мерам контроля, применяемым к наркотическим средствам Списка I, которые, по мнению данной Стороны, необходимы или желательны для охраны народного здоровья и благополучия.
Поскольку «маковая солома» не входит ни в один списков Единой конвенции, то Российская Федерация не вправе ужесточать меры контроля к этому веществу.
Следовательно, включение «маковой соломы» в Список № 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ», как наркотического средства и запрещение ее полного оборота на территории Российской Федерации, противоречит ст. 2 п. 5 и ст. 39 Единой конвенции.
Российская Федерация не вправе запрещать оборот маковой соломы, как наркотического вещества, поскольку необходимо ее рассматривать как препарат, содержащий наркотически активные алкалоиды морфин, кодеин или тебаин, и определять отношение к ней отношением к этим веществам.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ» в Список № 1 включена «маковая солома», как наркотическое средство, запрещенное к обороту в Российской Федерации. Понятие «маковая солома» в названном постановлении не раскрывается.
Словосочетание «маковая солома» с научной точки зрения и по буквальному смыслу обозначает «все части растения вида мак», то есть части корневища, стебля, листьев, коробочек, а также семена растения вида мак, включающего в себя все подвиды и сорта мака, причем, как содержащие в себе наркотически активные алкалоиды опия, так и не содержащие.
Постоянный комитет по контролю наркотиков при Минздраве РФ (далее – ПККН) дает иное толкование понятию «маковая солома», как «все части (как целые, так и измельченные, как высушенные, так и невысушенные, за исключением зрелых семян) любого сорта мака, собранного любым способом, содержащие наркотически активные алкалоиды опия» (Список наркотических средств ПККН на 1 августа 1995 года (п. 91) и Методические рекомендации, утвержденными Протоколом № 36 от 06.02.1995г. ПККН, «Определение вида наркотических средств, получаемых из конопли и мака»).
Согласно Единой конвенции (ст. 1) «маковая солома» означает «все части (за исключением семян) скошенного опийного мака».
При этом к наркотическим средствам, запрещенным к обороту, Единая конвенция относит лишь «концентрат из маковой соломы (материал, получаемый, когда маковая солома начала подвергаться процессу концентрации содержащихся в ней алкалоидов, если этот материал становится предметом торговли)» (Список I). В Списке № 1 Постановления Правительства Российской Федерации соответственно указан экстракт маковой соломы, аналогичный понятию концентрата маковой соломы.
Если маковая солома или другие части растения вида мак представляют собой препарат опия или морфина, содержащий не свыше 0,2% морфина в пересчете на безводный морфин-основание и соединенные с одним или несколькими ингредиентами таким образом, что наркотическое средство не может быть извлечено из данного препарата при помощи легко осуществимых способов или в количествах, которые могли бы представить опасность для народного здоровья, то она включена в Список III Единой конвенции, и не относится к наркотическим средствам.
Таким образом, согласно Единой конвенции «маковая солома» не является наркотическим средством, к наркотическому средству отнесен лишь концентрат маковой соломы (частей растения (кроме семян) скошенного опийного мака). Семена мака также не признаны наркотическим средством, хотя содержат в своем составе наркотически активные алкалоиды морфин и кодеин.
Следовательно, в настоящее время имеются три толкования понятия «маковая солома», существенно отличающиеся друг от друга.
Правоприменителем (ФСКН и МВД России) в уголовных делах, связанных с оборотом наркотических средств, как и в уголовном деле № 112281 в отношении Шиловых и Зелениной О.Н. применяется неофициальное понятие «маковая солома», данное ПККН в своих неопубликованных актах.
В соответствии с действующим Техническим Регламентом Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» из национального стандарта ГОСТ Р 52533-2006 «Мак пищевой. Технические условия» исключены нормы содержания наркотических средств и информация по определению наркотических средств.
Согласно ГОСТ 12037-81 «Методы определения чистоты и отхода семян» при определении содержания примеси округление производится с точностью до десятых долей процента, как это принято для любого вида засорения сельскохозяйственной продукции.
ГОСТ 10854-88 «Семена масличные. Методы определения сорной, масличной и особо учитываемой примеси» допускает расхождение сорной и масличной примеси при засоренности семян не более 0,2% (п. 4.13). На этом основании Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору МСХ России дала рекомендацию учитывать сорную примесь в семенах мака лишь в том случае, если примесь составляет более 0,2% (Письмо от 21 ноября 2007 года № ФС-АС-7/11811). Таким образом, примесь маковой соломы менее 0,2% в партии семян любого размера может считаться несущественной, а партия семян мака – чистой.
Следовательно, согласно международным договорам Российской Федерации: Таможенного Регламента ТС и Единой конвенции, а также ГОСТ семена мака, содержащие в себе естественную примесь в виде маковой соломы менее 0,2%, которые по смыслу оспариваемых положений Постановления Правительства РФ являются «маковой соломой» или смесью, содержащей «маковую солому», не являются наркотическим средством и не запрещены к обороту в Российской Федерации.
В связи с таким толкованием осуществляются коммерческими организациями поставки в Россию бакалейного продукта –пищевого мака.
Таким образом, содержание правовых положений Постановления Правительства от 30.06.1998 № 681 вызывает неоднозначное толкование и произвольное применение следственными органами, что влечет незаконное уголовное преследование фигурантов большинства «маковых дел».
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.06.04г. № 12-П и в Определении от 18.01.01 г. № 6-О разъяснил:
«Из конституционного принципа равенства (ст. 19 ч.1 Конституции РФ) вытекает требование определённости, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределённость законодательного регулирования, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведёт к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона. Приведённая правовая позиция имеет общее значение для всех сфер законодательного регулирования».
Понятие «маковая солома», использованное в постановлении Правительства РФ, не определено надлежащим образом, ни законодателем, ни органом исполнительной власти, которому делегировано законодателем определение перечня наркотических средств. В настоящее время это повлекло произвол в действиях органов предварительного следствия (следственного департамента ФСКН России) и незаконное привлечение Шиловых, Зелениной и других лиц к уголовной ответственности за деяния, не являющиеся преступлением согласно внутреннему законодательству и международному праву.
В связи с неопределенностью понятия «маковая солома» в постановлении Правительства РФ органы уголовного преследования руководствуются не закрепленным законным способом расширенным толкованием понятия «маковая солома», включающим в себя: семена мака, части растений масличного мака, части растений мак, как препарата опия или морфина, содержащего не свыше 0,2% морфина в пересчете на безводный морфин-основание и соединенные с одним или несколькими ингредиентами таким образом, что наркотическое средство не может быть извлечено из данного препарата при помощи легко осуществимых способов или в количествах, которые могли бы представить опасность для народного здоровья.
Таким образом, Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» в части включения в Список №1 «маковой соломы» не отвечает требованиям правовой определенности.
Маковая солома не является чистым наркотическим средством. Это лишь части растений, содержащие или не содержание в своем составе наркотически активные алкалоиды: морфин, кодеин, тебаин.
Согласно научным исследованиям маковая солома может состоять из частей растительного мака и не иметь в своем составе наркотических активных алкалоидов опиума, в том числе с учетом точности измерения, и не являться наркотическим веществом, либо являться препаратом опиума или морфина, содержащим не свыше 0,2% морфина в пересчете на безводный морфин-основание и соединенные с одним или несколькими ингредиентами таким образом, что наркотическое средство не может быть извлечено из данного препарата при помощи легко осуществимых способов или в количествах, которые могли бы представить опасность для народного здоровья, что также согласно Единой конвенции не относится к наркотическим средствам.
Лишь концентрат (экстракт) маковой соломы признан Единой конвенцией наркотическим средством.
Правоприменителем в России используется понятие «маковой соломы», данное ПККН, в Списке наркотических средств (п. 91) и Протоколе № 36 от 06.02.1995г. Эти акты фактически выполняют функции нормативно-правовых актов, не опубликованных в официальном порядке, изданных органом, не являющимся органом исполнительной власти.
Такое детерминирование понятия «маковая солома» недопустимо, поскольку оно может быть определено лишь законодателем или по его поручению Правительством Российской Федерации в порядке, предусмотренном законом. То есть эти правовые акты являются недействующими и не подлежат применению в Российской Федерации, как вынесенные с нарушением закона.
Экспертами в рамках уголовного дела № 112281 подтверждено, что ВСЕГДА присутствующая наркопримесь в пищевом маке в следовом количестве, то есть настолько количественно ничтожна, что не может являться исходным ингредиентом (прекурсором) для изготовления препарата в количестве, достаточном для оказания опасного наркотического воздействия на организм человека, то есть не представляет опасности для народного здоровья.
Таким образом, экспертами не подтверждена обоснованность применения следователями ФСКН России в отношении пищевого мака, импортируемого Шиловым в Российскую Федерацию, определений «замаскированный», «фармакологический», «фармацевтический», «отходы фармацевтического производства» и тому подобных.
По сути происходящего при возбуждении расследовании «маковых» дел имеет место чудовищная дезинформация населения, общества и власти с некой корыстной целью и при том, что пищевой мак не имеет к наркомании никакого отношения, что однозначно утверждено Единой конвенцией.
Исправить ситуацию можно только путем внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», приведение его в соответствие с Единой конвенцией и Федеральными законами, в частности путем исключения «маковой соломы» из Списка № 1 либо посредством утверждения и разъяснения этого понятия.
Обращаемся к Вам за помощью и поддержкой, прошу рассмотреть изложенные доводы, дать им правовую оценку и предпринять действия, направленные не только на прекращение не имеющего никаких оснований уголовного преследования Шиловых, Зелениной, Котенкова и других в рамках уголовного дела № 112281, но и на помощь тысячам осужденных и обвиняемых за торговлю маком пищевым, которых обвинили в сбыте наркотиков.