Уважаемый Дмитрий Анатольевич, хочу поделиться с Вами своими мыслями в виде тезисов по поводу школьного и высшего образования в России. 1. Считаю, что пришла пора создать полноценную компьютерную обучающую программу, в полном объёме охватывающую начальное и среднее образование. В основу, объединяющую все школьные предметы, можно положить схему эволюции технологий во всех сферах человеческой деятельности в хронологическом порядке. Я бы изобразил её в виде генеалогического древа, воспроизводимого на экране с соответствующей степенью детализации для каждого класса школы. Предлагаемые знания должны быть связаны логической цепочкой и должны создать цельное представление о развитии отраслевых знаний. Большинство предлагаемых знаний должны иметь прикладное значение и отвечать заранее озвученным задачам, возникавшим в историческом плане. 2. Родословную каждой отдельной отрасли в обратном хронологическом порядке могут разработать все отраслевые отделения Академии Наук и отраслевые ВУЗы с привлечением студентов, и сами определить, до которого этапа развитие отрасли должно быть отражено в школьной программе. При этом следует сохранить сложившуюся систематизацию в отраслях. 3. В рамках программы должны быть размещены рассчитанные на самостоятельное изучение полноценные бесплатные интерактивные электронные учебники по всем предметам начальной и средней школы, одобренные государственными службами, а также даны ссылки на размещённые в Сети альтернативные учебники и другие ресурсы Интернета, дающие возможность более глубокого изучения предмета. Программа должна содержать ссылки на действующие государственные стандарты в системе образования и сайты ВУЗов. Для мест, где Интернет недоступен, программа может быть распространена на CD- или DVD-дисках. 4. Я убеждён, что действующая программа школьного образования должна быть дополнена в рамках предмета «Биология» или отдельным предметом, посвящённым охране и поддержанию здоровья, предотвращению несчастных случаев, доврачебной помощи, лекарствам без рецептов, вредным привычкам, здоровому образу жизни. 5. Уже в первом классе школьники должны быть мотивированы на учёбу, почувствовав реальную пользу от полученных знаний. Не следует требовать от учеников заучивать наизусть бесполезную в перспективе информацию ради облегчения контроля полученных знаний. Нужно регламентировать использование шпаргалок учениками. Подготовка грамотной шпаргалки и даже поиск её в Интернете способствует более глубокому осмыслению изучаемой темы. 6. Школьников необходимо также знакомить с техникой, нашедшей широкое применение. И к этой работе, делясь педагогическим опытом, учителя должны привлекать успешных старшеклассников, так как для большинства учителей эта область знаний не является профильной. Изучая устройство и работу техники, можно получить много полезных знаний, этому должна посвящаться значительная часть школьной программы. 7. В младших классах должны звучать отдельные темы, не рассчитанные по сложности на всю аудиторию. Высоко поднятая планка выявляет желающих преодолеть её. 8. Как только в руки школьника попадёт компьютерная мышка, все математические занятия должны переместиться с бумаги на экраны мониторов. Думаю, что на сегодняшний день для этой цели лучше всего подойдут таблицы "XL” или аналогичная офисная программа. Такая программа должна стать повседневным подручным инструментом, каким в моё время (сейчас мне 61 год) была логарифмическая линейка. В настоящее время я с досадой смотрю на работающих в трёхмерных конструкторских программах своих коллег-конструкторов, у большинства из которых рядом с компьютером на столе лежит примитивный калькулятор. Они не пытаются освоить даже стандартную версию калькулятора, входящую в офисный пакет компьютера, не говоря уже об адаптированных к конструкторским программам калькуляторах. По-видимому, такое консервативное отношение к прогрессивным методам – следствие длительного отсутствия конкуренции на рынке труда. Поэтому необходимо внедрять в сознание учащихся то, что их конкурентоспособность зависит не только от «красного диплома», но и от того, как они сумеют применить свой багаж знаний в постоянно совершенствующемся мире. 9. Знания это инструмент первого порядка. Инструментом второго порядка должно стать умение пользоваться ими – этому надо учить. 10. В жизни в отличие от учебников условия к задачам приходится определять и согласовывать тем, кому поручено их решение. Как правило, им только задают вопрос. А весь спектр решаемых задач для получения ответа ещё нужно предсказать, определить оптимальные исходные данные и только потом вычислить результат. 11. В обучении медиков, спортсменов, музыкантов практические занятия следуют в ногу с теорией. А в системе общего образования, по-моему, ошибочно считают главным, как можно больше внимания уделить теоретическим знаниям и оценке их усвоения, полагая, что полученные универсальные знания будут стартовой площадкой для будущих профессий и дальнейшего обучения. Однако наиболее успешными становятся не просто знающие, а умеющие применять как свои, так и чужие знания, тем более, что благодаря Сети доступ к новым знаниям становится необъятным. 12. Нужно учитывать, что объём знаний, необходимых современному человеку, стремительно расширяется, и угнаться за ним, удлиняя процесс обучения, просто невозможно, но при этом нужно учитывать и использовать для самообразования расширившийся доступ к информации через Интернет. 13. Усовершенствование школьной программы должно привести к достижению образовательного уровня, необходимого для поступления на работу, в более раннем возрасте, так как финансовая поддержка школьников старших классов по карману далеко не всем родителям и такие школьники стыдятся своего финансового положения. Для таких школьников нужно создать условия для легального заработка. 14. Существует огромная разница в темпах обучения в общеобразовательных школах и ВУЗах, поэтому, если десятый и одиннадцатый класс рассматривать, как этап подготовки к учёбе в ВУЗе, то темпам обучения в этих классах нужно дать разгон. 15. Темами дипломных проектов для студентов технических ВУЗов должны стать актуальные нерешённые инженерные задачи, а критерием оценки их решения должен стать грамотный инженерный подход, выявление препятствий на пути их решения, поиск альтернативных решений исходной задачи, а не арифметические ошибки или количество страниц. 16. Выпускники ВУЗов, «молодые специалисты», как снисходительно их называют ветераны, должны не просто знать, а владеть высокими технологиями в своей отрасли, и начинать обучение этому нужно уже на первом курсе ВУЗа. Ветераны в таком деле помочь могут не всегда. С уважением, Валерий, конструктор, 61 год, г. Рига
|