Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Мы, участники IV Российского Лин Форума «Бережливая Россия: Стратегии эффективности», • представляя сообщество отечественных предприятий, избравших путь постоянного совершенствования и развития производственных систем; • разделяя неудовлетворенность низкой конкурентоспособностью экономики; • всецело осознавая истинный масштаб и потенциал внутренних резервов ее эффективности, с учетом и мирового, и уже наработанного нашего опыта, призываем Вас обратить внимание на неиспользуемые возможности реализации этого потенциала за счет применения концепций Развития Производственных Систем и постоянного совершенствования (Лин, Lean, TPS, Кайдзен, Принципы Деминга, Бережливое производство, Хосин Канри – вместе далее РПС) и предлагаем конкретные механизмы по включению этих резервов. Благодаря кризису высвечена ключевая проблема нашей экономики и главная причина ее сырьевого характера – это неумение эффективно работать и по-современному управлять. Мало поставить цель «повышения эффективности» – нужно еще и научить или хотя бы показать, КАК ее достигать, какими методами, на основе каких принципов и приоритетов. Мировой опыт и наша практика (Сбербанк, КАМАЗ, Группа ГАЗ, Росатом, Инструмрэнд, ТМС-Групп и мн.др.) доказали высочайшую эффективность концепций РПС. Их применение не требует капиталовложений (затраты в основном - на обучение принципам и методам РПС, причем непосредственно на производстве) и при должном усердии позволяет существенно снижать затраты и улучшать качество, повышать производительность, сокращать сроки выполнения заказов и потребности в инвестициях. На том же оборудовании, вкладывая в новые навыки персонала! Это вложения в новое качество нации, это реализация «экономики знаний». Однако, в России пока лишь несколько процентов предприятий (до 10%) полноценно используют эти возможности. В развитых экономиках большинство менеджмента (в высокотехнологичных отраслях до 100%) не только твердо знает эти методы, но и активно их реализует - во всех отраслях, включая строительство и ЖКХ, финансовый сектор и ТЭК, транспорт и здравоохранение, силовые структуры и органы госвласти. И государство там активно участвует в распространении и популяризации таких практик (см. Industry Forum, Manufacturing Extension Partnership, Lean Advancement Initiative, TWI и т.д.). В России подобный опыт всеобуча эффективности при поддержке государства успешно работал во времена НЭП (Центральный Институт Труда и Трест «Установка»). Сейчас же налицо отсутствие системы подготовки кадров по этим дисциплинам, - как в учебных заведениях, так и на производствах. Где как не в России – с нашим богатейшим, но дремлющим интеллектуальным потенциалом нации (с ее то способностями к смекалке!) - начать выстраивать такую систему в национальном масштабе? Подавая пример всему миру, закладывая вектор выправления развития цивилизации, чуть не зашедшей в тупик. Начав слушать в экономических разделах новостей - не сводки цен на баррель и бумажки, а новые успехи трудовых коллективов в проектах включения внутренних резервов эффективности. Привыкая к новостям о реализуемых проектах совершенствования процессов, к ежедневным сводкам о запусках в прежде улучшенное производство (иначе же не пойдет!) – многочисленных отечественных изобретений и прорывных технологий. Мы не просим денег. Мы призываем руководство страны обратить пристальное внимание (свое и бизнес-сообщества) на эти возможности. В условиях дефицита средств это особенно актуально. Технологическая модернизация без реализации этих возможностей – бесперспективна, ведь инвестирование «дырявых» предприятий – «не в коня корм». Мы убеждены: использование этого потенциала – ключевое условие глобальной конкурентоспособности России. Его реализация придаст существенное ускорение приросту экономики, ВВП. Наш опыт показывает: реальна экономия до 10% годового оборота ежегодно, а при плотном освоении – и на десятки процентов. В результате всеобщего освоения РПС осуществится синергетическое воздействие на решение массы проблем: высвобождение колоссальных средств, связанных сегодня на неэффективных предприятиях и инвестпроектах, создание рабочих мест и заведомо конкурентоспособных производств в моногорадах, фиксирование и снижение тарифов монополий, более эффективное строительство, реформа ЖКХ и армии, повышение пенсий и зарплат бюджетников, снижение рисков демографического спада и т.д. Дмитрий Анатольевич, сейчас или никогда. Баррель растет, второго шанса у страны не будет! Для эффективной модернизации экономики мы предлагаем конкретные механизмы распространения практик РПС: 1. Правительству РФ и ключевым системообразующим предприятиям выступить соучредителями Фонда «Эффективная Россия» с целью построения системы всеобуча эффективности через ФЦП по подготовке специалистов по РПС непосредственно на производстве и в учебных заведениях. 2. В рамках работы Фонда учредить институт признания лидеров в РПС - компаний, трудовых коллективов, администраций и муниципалитетов, конкретных новаторов и проектов, за активное освоение методов и принципов РПС (Кубок Операционного Совершенства, смотры-конкурсы проектов РПС, межведомственные и отраслевые признаки отличия в соревнованиях по эффективному РПС и т.п.), с акцентами: • на уровне приверженности администраций моногородов и бизнеса новым принципам и методам менеджмента, с учетом отказа от сокращений персонала - за счет создания эффективных новых направлений и бизнесов с минимальными затратами; - за счет повышение производительности труда без лишних инвестиций; • на уровне вовлеченности каждого работника в постоянное совершенствование процессов (среднее число поданных и реализованных предложений на одного работающего и т.п.); • обеспечив за счет админ.ресурса и повсеместной пропаганды высокую «популярность принадлежности» на уровне прежних системы ГТО и Знака Качества - в лучшие их годы. 3. Ввести основы РПС • в образовательные стандарты для технических специалистов и госслужащих, • в квалификационные требования для руководителей госслужб и предприятий, контролируемых государством. 4. Предусмотреть официальную господдержку мер по распространению передового опыта в РПС в виде: • исследований по систематизации лучшего опыта, • отбора и перевода на русский язык лучших первоисточников в области РПС, • регулярных тематических общероссийских и региональных конференций, • специализированных СМИ по пропаганде передового опыта РПС. 5. Предусмотреть, с учетом изученного лучшего опыта, следующие возможные варианты финансирования ФЦП и деятельности Фонда: • За обучение действием и реализацию программ РПС - в равных долях федеральным центром, регионами и бизнесом (по принципу членских взносов). • За обучение с одновременным внедрением РПС руководителей естественных монополий, поставщиков госзаказа и производителей социально значимых продуктов, взамен на фиксирование тарифов\цен – за счет бюджетов-заказчиков. 6. Исключить бюджетное финансирование, господдержку и госзакупки в отношении • капитальных затрат, не прошедших аттестацию по их оптимизации на основе РПС, • предприятий, не имеющих и не реализующих свои программы по РПС. 7. Распространить практику РПС на все органы и ветви госвласти, измеряя успешность каждого чиновника в т.ч. его вкладом в развитие РПС и выполнении проектов эффективности. 8. Для разработки соответствующей ФЦП и учреждения Фонда сформировать рабочую группу из ведущих экспертов и практиков в области РПС. Участники IV Российского Лин Форума
|