Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А.
(Повторное обращение)
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Обращаюсь к Вам с просьбой о рассмотрении вопроса о нарушении конституционных прав инвалидов ВОВ, участников ВОВ, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, а также граждан подвергшихся радиационному воздействию в результате испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне. Немного о себе. Я участник ВОВ, в семнадцать лет был направлен в действующую часть, вместе с которой без принятия присяги, как несовершеннолетний, прошел путь от Ленинградской области, стран Прибалтики до восточной Пруссии. Прослужив шесть с половиной лет срочной службы, после демобилизации, работал на предприятиях Минатома более сорока лет. Из них семь лет непосредственно на объектах расположенных на территории Семипалатинского ядерного полигона при испытаниях ядерного оружия. Постоянное переоблучение сверх допустимого предела нормы составило 35 бэр, что сказалось на моем здоровье и привело в 1992 году к инвалидности второй группы, а затем к полной ампутации левой ноги в результате развившейся гангрены и других заболеваний. Такая же операция ожидает меня и на правой ноге. С 2008 года я являюсь инвалидом первой группы 3 степени, прикован к постели, живу один. До 1 января 2005 года инвалиды войны, а также участники ВОВ, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), на основании статьи 14 ФЗ «О ветеранах» имели право, при наличии медицинских показаний, на бесплатное получение в пользование транспортных средств. Для решения вопроса вначале обратимся к Указу Президента РФ о некоторых мерах социальной поддержки инвалидов от 6 мая 2008 года № 685 и Постановлению Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 670 о порядке предоставления легковых автомобилей и выплате единовременной денежной компенсации. Ни Указ, ни Постановление регистрацию в Минюсте не прошли, хотя и затрагивают права граждан. Эти два нормативных неконституционных (ст. 19, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ) акта в нарушение действующего Закона «О ветеранах» (ст. 14, 15) закрепили необоснованное и неправомерное разделение участников ВОВ и инвалидов на две категории: взятых на учет в органах соцзащиты по состоянию на 1 января 2005 года и тех, кто из-за несовершенства действующего законодательства, правового нигилизма чиновников, отказов местных органов соцзащиты в связи с ликвидацией прав ветеранам ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, сложности оформления медицинских показаний, состояния здоровья и др., не смогли осуществить свои законные права. Указ Президента РФ по выполнению обязательств государства в отношении отдельных категорий граждан был приурочен к празднованию 63-й годовщины победы в ВОВ 1941-1945г.г. и рассчитан на реализацию только в 2008 – 2009 годах. В Указе, как и в Постановлении, отсутствуют ссылки на то, что данные мероприятия проводятся по выполнению обязательств государства в соответствии с законом «О ветеранах» 1995 года, предусмотренных статьями 14 и 15. Однако, в статьях 14, 15 закона «О ветеранах» ( в последних редакциях) имеется примечание «Консультант+» о том, что права и социальная поддержка ветеранов проводится в соответствии с законом 122-ФЗ и с Указом Президента или Постановлением Правительства. Исходя из вышеизложенного, логично предполагать отмену действия ст. 14, 15 закона «О ветеранах» непродуманными и юридически необоснованными решения нашего Правительства. Закон «О ветеранах» имеет постоянное, вечное пользование и применение. Ветераны были, есть и будут. Понимая и сознавая неконституционность положений Указа президента и Постановления Правительства, Волгоградская областная Дума своим Постановлением от 9 октября 2008 года № 8/640 обратилась к Президенту РФ Медведеву Д.А. о необходимости выполнения обязательств государства перед всеми инвалидами ВОВ и участниками ВОВ из числа лиц, ставшими инвалидами, вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, в части обеспечения их транспортными средствами бесплатно или выплатой им равноценной единовременной денежной компенсации. К президенту РФ Медведеву Д.А. Председателю Правительства РФ Путину В.В., Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ Грызлову Б.В. обратился также Народный Хурал (парламент) Республики Калмыкия, (постановление от 22 сентября 2008 года №112- IV) о принятии мер по восстановлению норм в федеральном законодательстве в части обеспечения транспортными средствами инвалидов ВОВ независимо от времени постановки на учет. К ним присоединился Госсовет Удмуртской Республики: Постановление от 25 ноября 2008 года № 192-IV). Сколько еще обращений, постановлений Госсоветов республик, ветеранов ВОВ на сайты Президента РФ необходимо для отмены неконституционных Указа и Постановления и существует ли процентный порог при достижении которого наши властные органы принимают меры. Однако со стороны властей никакой реакции не последовало, что и следовало ожидать. По заявлению директора департамента Минзравсоцразвития Самариной этот вопрос в настоящее время властями не рассматривается («Российская газета»).
Неужели такое отношение сегодня заслужили те, кто не жалея своей жизни, отстаивал свою родину в военные годы? И неужели возможно так формально, вопреки конституции РФ, относиться к нашему долгу перед ветеранами в юбилей Победы? И неужели о том неоплатном долге, о котором постоянно говорят наши чиновники и власти, особенно в юбилейные годы, помнят лишь на словах? Возникает вопрос: почему десятки, а возможно сотни тысяч участников ВОВ, а также граждан, подвергшихся радиационному воздействию при создании ядерного щита по всей России оказались изгоями, никому не нужными? Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» относит к полномочиям Правительства Российской Федерации обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения (ст. 16). Прошу обратить внимание на ключевое слово «единой», а не выборочной политики, тем более к участникам одного события – ВОВ. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, в соответствии с ранее действовавшим законодательством несовместимо с положениями статей 1, 4 ч.2, 15, 17, 19, 21 ч.1, 45, 71 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, необходимо для того, чтобы быть уверенным в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Законны ожидания ветеранов, что установленные им на основе действующего ранее законодательства «О ветеранах» 1995 года и конституции РФ права будут уважаться властями и будут реализованы на практике, а не на словах, как это было сделано при обеспечении жильем участников ВОВ. По данным министерства обороны по состоянию на май 2008 года в России проживало 855 тыс. участников ВОВ. Правда неизвестно сколько из них реализовали свои права в бывшем СССР а также количество ветеранов, взятых на учет. По состоянию на май 2009 года их осталось 700 тысяч, по другим данным 400 тысяч, т.е. за полгода ушло в мир иной 155 тысяч. Учитывая состояние здоровья и возраст участников ВОВ, далее они будут убывать в геометрической прогрессии. Не пройдет два, два с половиной года, как не останется ни одного участника ВОВ. Тогда можно смело рапортовать о том, что законные ожидания ветеранов государством были выполнены полностью до последнего ветерана. По смыслу статьи 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункты «в», «м») и 72 (пункт «б» части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.
Лица, прошедшие или несущие военную службу, а также подвергшиеся радиационному воздействию выполняли конституционно значимые функции, чем обуславливаются их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Необходимость выполнения военнослужащими, в том числе и гражданскими поставленных задач в любых условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, влечет за собой обязанность государства гарантировать этим лицам социальную защиту, соответствующую их особому статусу независимо от каких-либо ситуаций в стране. Государство не может так же произвольно отменять или изменять признанный им публично правовой статус на основании ранее действующей инструкции Минсоцзащиты РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФПС РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, Минсвязи РФ, Минкультуры РФ от 26.07.1995 (с изм. от 21.01.1998) «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.08.1995 № 934) и последующего Постановления Минтруда РФ от 11.10.2000 № 69 (с изм. от 30.07.2004) об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных ФЗ «О ветеранах» (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.11.2000 № 2448). Юридическая обоснованность обеих инструкций была подтверждена регистрацией в Минюсте РФ. При изменении мер социальной поддержки, в том числе направленное на ее сужение, (ст. 19 Конституции РФ) государство должно исходить из недопустимости издания в РФ законов, отменяющих или умаляющих права граждан (ст. 55, часть 2 конституции РФ) и основывать свои решения только на конституционных принципах и нормах, (а не по воле отдельных лиц, кем бы они не были) как закрепляющих единый для всех граждан РФ конституционный статус личности (ст. 19 ) и обуславливающий специальный статус отдельных категорий граждан. Положения ч.1,2 ст. 19 и ч.2 ст. 55, согласно ст. 64, составляют основы правового статуса личности и не могут изменены иначе как в порядке, установленном ст. 135 Конституции, что было проигнорировано. В данном случае переход к новой государственной социальной политике поддержки ветеранов ВОВ, означает произвольную отмену ранее установленных для данной категории участников ВОВ прав, льгот, гарантий и отказ государства от принятых на себя публично правовых обязательств перед этими людьми. Изначально сложившейся ситуации в немалой мере способствовала и сама система редакции, публикации и доведения закона «О ветеранах» до непосредственных участников ВОВ. Так, по данным «Консультанта+» (ссылка сделана от 14 октября 2009 года), первоначальный текст закона «О ветеранах» был опубликован в издании «Российская газета» от 25 января 1995 года № 19, затем текст редакции закона от 02 января 2000 года в изданиях «Российская газета», «Парламентская газета». В том виде и в той редакции, в которой в настоящее время существует закон «О ветеранах» документ в открытой печати опубликован не был. Федеральный закон «О ветеранах» за 15 лет действия претерпел множество изменений, дополнений, отмен. Читая его как в последней, так и в последующих редакциях, не перестаешь удивляться тем противоречиям, разночтениям юридическим, этическим, и другим ошибкам «не замеченными» в нем законодателями. Закон «О ветеранах» выхолощен до неузнаваемости и стал представлять собой безликий, нейтральный документ, который реально ничего не гарантирует ветеранам. Да и не могли больные, полуслепые и парализованные ветераны ВОВ знать о десятках законов «О ветеранах» разных редакций, тем более всевозможные подзаконные акты. А ведь «настоящий федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранам РФ в целях создания условий обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе». Кроме того, лишение права на получение транспорта или денежной компенсации участниками ВОВ на равных условиях со всеми другими участниками ВОВ, ставших инвалидами в следствии указанных причин, фактически означает необоснованную отмену ранее приобретенного ими статуса, юридически закрепленного в удостоверениях ветеранов ВОВ согласно Постановления Минтруда РФ от 11.10.2000 № 69. Неконкретные, противоречивые положения статей 14, 15 Закона № 5 ФЗ «О ветеранах», а также статьи 1, 2 Указа Президента РФ от 6 мая 2008 года № 685 содержат, трудновыполнимые и обременительные требования к ветеранам, что приводит к конфликтным ситуациям при попытке реализации своих прав. Во всех нормативных актах: законе «О ветеранах», Указе Президента, Постановлении Правительства, и введенных им правилах, установлено, что инвалиды войны и другие, приравненные к ним категории граждан, имеют право на бесплатное получение автомобиля или денежную компенсацию в соответствии с медицинскими показаниями. Неизвестно каким перечнем определяются заболевания и каким органом ВТЭК, МВТЭК выдается направление для медицинских показаний, каким документом они оформляются, и цель этих показаний (право на вождение транспорта или отказ на это право) в законе не прописано. Только после многочисленных обращений в городское Управление соцзащиты населения выяснилось, что медицинские показания дают не местная городская ВТЭК, куда мы обращались, а региональная транспортная ВТЭК, находящаяся в республиканском центре городе Ижевске, которая, в настоящее время ликвидирована. Это что, тупик для ветеранов? Инвалиды и участники ВОВ о необходимости прохождения медобследования транспортной региональной ВТЭК управлением соцзащиты, а также здравоохранения не извещались и не предупреждались. Неизвестно, что предлагается инвалидам и участникам ВОВ, в случае отказа на право вождения машины. Если верить разъяснению управления соцзащиты нашего города, то в таких ситуациях инвалид не получит не автотранспорта, ни денежной компенсации. И это называется «равенство перед законом» (ст. 19 Конституции РФ). Зав. поликлиникой, где я обслуживаюсь, утверждает, что в таком случае Управлением соцзащиты я должен быть включен в список на получение денежной компенсации. Но управление соцзащиты такого заявления не признает. Кто прав? Прошу обратить внимание на союз «ИЛИ», который в толковых словарях разъясняется, как «то или другое», «он или она» и т.д. Исходя из такого толкования, следует, что в случае отказа на право вождения автотранспорта, инвалид ВОВ имеет право на получение денежной компенсации. Местное управление соцзащиты толкование русского языка не признает, а может и законодатели тоже? Кроме того, Управление соцзащиты населения г.Глазова причину сложившейся ситуации объясняет тем, что ими применялся заявительный характер. Кто знал закон «О ветеранах» и с помощью родственников, знакомых медиков и др. лиц подал заявление с медицинскими показаниями, те и были поставлены на учет. Даже Советы ветеранов войны, союза «Чернобыль» не знали о необходимости простановки на учет членов советов в Управлении соцзащиты и узнали только после публикации и неконституционных Указа и Постановления Правительства 2008 года.
Этому в немалой мере способствовало отсутствие в федеральном законе «О ветеранах», впрочем, как и в других законах указания о возложении конкретной обязанности и ответственности на государственные и общественные органы по выявлению, оформлению и составлению списков через военкоматы, советы ветеранов и инвалидов ВОВ, пенсионные фонды, обладающие такой информацией. Такая позиция очень удобна власти предержащей: чем меньше ветеранов будет знать о своих правах и льготах, тем меньше будет болеть голова у чиновников. Не проводилась также разъяснительная работа через средства массовой информации на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, ни органами соцзащиты, ни органами здравоохранения, ни общественными организациями. Таким образом, инвалиды и участники ВОВ, а также граждане, подвергшиеся радиации, как наиболее пострадавшие и здоровью которых был нанесен непоправимый ущерб, в результате сознательного деления на «наших» и «не наших», оказались в более худшем положении по сравнению с другими категориями участников, что вызывает их справедливое возмущение действующей законодательной системой в стране и их властями. Происходящее с ветеранами войны, наглядный «воспитательный» пример для наших детей, внуков и правнуков, которым предстоит служба в армии. Что касается меня, то статьей 15 закона «О ветеранах» установлено, что участникам ВОВ, ставшими инвалидами в следствии общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц инвалидность которых наступила в следствии их противоправных действий), представляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. (в редакции от 29.12. 2009г. федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года). Тоже самое подтверждается «Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ВОВ, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан». Несмотря на выше приведенные положения органы соцзащиты нашего города требуют дополнительное медицинское освидетельствование, ссылаясь на ст. 14 закона «О ветеранах». У нас в стране правая рука не знает, что делает левая. А виной всевозможные подзаконные акты, распоряжения, приказы, директивы, не согласованные между собой, засилье бюрократической системы и наплевательское отношение властей к судьбе участников боевых действий в ВОВ. Проявляя дальнейшую «заботу» о ветеранах, даже инвалиды войны, имеющие медицинские показания, были лишены права на получение бесплатного транспорта в связи с ликвидацией указанной льготы законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Многие из ветеранов ВОВ хотели бы получить денежную компенсацию для приобретения дорогостоящих лекарств. Однако под действие Указа Президента РФ они не подпадают, что вызывает их справедливое, мягко говоря, нарекание и возмущение. Я, как инвалид 1 группы 3 степени, участник войны и пострадавший от радиационного воздействия с дозой облучения 35 бэр, что равно 350 миллизивертам при дозовом пределе 1мзв в год (НРБ-99) при испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне в период создания ядерного щита страны, имею право по одному их двух оснований на получение указанных льгот. На деле я не могу реализовать ни по одному из них. Статья 28 закона «О ветеранах» «Документы, подтверждающие права ветеранов» гласит : «Реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлению ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов…». Все оказывается элементарно просто: предъявил удостоверение и управление соцзащиты и здравоохранения окажут тебе консультации и всякую помощь. Бред какой-то. Ситуация очень серьезная. Вместо широкого всенародного обсуждения пакета поддержки прав и социальных гарантий ветеранов восторжествовала антидемократическая келейность отдельных лиц. Вместо стратегии социальной защиты применяется тактика отмены прав и изъятия льгот и ущемления жизненных интересов наиболее незащищенной части инвалидов и участников войны. В 2009 году в мое удостоверение участника ВОВ вместо записи о праве на льготы, как это требует Инструкция № 69 -1995 года Управлением соцзащиты было выдано новое, где типографским способом произведена запись о моем праве на льготы и компенсации в соответствии со ст. 14, 15 закона «О ветеранах», причем дата в удостоверении зафиксирована 2009 годом. Считаю данное действие Управления соцзащиты неправомерным, как снижающее срок действия моего ранее выданного удостоверения, так и моего права на льготы. Своим письмом от 14.10.2009 Управление соцзащиты подтвердило факт моего состояния на учете как участника ВОВ с 27.12.1986 года. Как я писал выше, первая инвалидность 2 группы по общему заболеванию мне была установлена еще в 1992 году., а в 2008 - 1 группы 3 степени, как пострадавший от ядерных испытаний с 2005 года, хотя мое первое Удостоверение было выдано Администрацией полигона (г.Курчатов) в 1994 году. В 1991 году я получил права на вождение автомобиля и естественно прошел медкомиссию. Таким образом, до 01.01.2005 года в Управлении соцзащиты было достаточно в запасе времени, чтобы поставить на учет, или известить меня о необходимости оформления документов. «Инструкция о порядке и условиях реализации льгот ветеранов ВОВ» и была введена в действие постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 года № 69 (с изменениями от 30 июля 2004 года).
О существовании данной инструкции я узнал из определения Конституционного суда. Далее установил, что с 1995 по 2000 гг.. действовала аналогичная инструкция, в которой также было предусмотрено производство отметки об особом правовом статусе ветеранов ВОВ. Из опроса оставшихся в живых инвалидов ВОВ установил, что в их удостоверениях данная отметка с 1995 года не производилась ни военкоматом, ни Управлением соцзащиты. Только после неоднократных звонков в эти органы о причинах неисполнения Постановлений Правительства РФ юрист соцзащиты призналась, что ей неизвестно о существовании данных нормативных актов. По просьбе юриста я проинформировал ее о реквизитах Постановления. Вот так работают наши доблестные «защитники» Управления против истинных, в настоящее время немощных, искалеченных защитников Родины. Ключевым словом для реализации ветеранами ВОВ своих льгот и компенсаций, является термин «право» - публично признанный властями. Как это ни банально, вынужден процитировать юридическое толкование этого понятия. «В отличие от других социальных норм, нормы права всегда, за исключением обычного права, имеют знаковую форму выражения: в виде законов, юридических прецедентов и иных официальных источников. Эти источники устанавливают формальные права одних и обязанности других лиц, гарантируют им возможность защищать эти права, ссылаясь на соответствующие источники права» «Право публичное - отрасль права, нормы которой в отличие от частного права, регулирует деятельность органов государства, отношения между гражданами и государством, административные отношения и другое». «Правозащищенность - наличие законодательно закрепленных прав человека (а также гражданских, социальных и т.п.) и их соблюдение властями по отношению к любому человеку»
«Правомерность - соответствие явлений социальной жизни (деятельности или результатов деятельности субъектов права) требованиям и дозволениям, содержащимся в государственных нормах права. Правомерность исключает какое бы то ни было отклонение от предписаний права, антипод ее - противоправность». «Для теории П., имеют основные (общие) принципы П.: справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетания убеждения и принуждения.» Права участников ВОВ были публично признаны государством и им же они были лишены. Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что закон «О ветеранах», Указ Президента РФ от 06.05.2008 № 625, Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 670, привели к нарушению ряда положений статей 1,2,4 часть вторая, 6 часть вторая, 15 части первая, вторая, третья, 16, 17 часть первая, 18,19 части первая, вторая, 21 часть первая, 45 часть первая, 53, 55 части первая, вторая, 64, 71, а), в), 72, б), 80 пункт 2, 82 пункт 1 Конституции РФ. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 года «..изменение ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к законодательному регулированию мер социальной поддержки таких лиц с особым правовым статусом, как военнослужащие, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Вместе с тем, в процессе совершенствования системы социальной защиты и социальной поддержки ветеранов боевых действий, федеральному законодателю следует обеспечить ясное, четкое, непротиворечивое и недвусмысленное правовое регулирование соответствующих отношений, руководствуясь при этом вытекающим из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 4), 19 (часть 1), 76 (части 1 и 2) и пункта 2 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ, принципом надлежащей структуризации федерального законодательства, с тем чтобы гарантировать должный уровень определенности и стабильности юридического статуса ветеранов боевых действий. Прошу Вас с пониманием рассмотреть мое обращение, принять меры по восстановлению конституционных прав участников боевых действий в ВОВ в Федеральном законе «О ветеранах», Указе Президента РФ от 06.05.2008 № 685, Постановлении Правительства РФ от 12.09.2008 № 670, в части обеспечения транспортными средствами или денежными компенсациями независимо от времени постановки на учет. Ветераны надеются, что справедливость восторжествует.
p.s. Данное письмо было направлено Зюганову Г.А. и в последствии было им переадресовано в Ваш адрес. В 2011 году. Ответа в адрес фракции КПРФ и истца не последовало. Прошу дать разъяснения по данному обращению.
С уважением В.Е. Мордин
Мой адрес: 427620, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Мира, д 26 , кв24. Мордину Виль Евграфовичу
|