Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Вчера Вы осудили случай, произошедший на воскресном футбольном матче между командами «Динамо» и «Зенит» и через свои официальные страницы в Twitter и Facebook обратились к общественности с призывом подумать, какие меры нужно предпринять как в законодательном, так и в организационном плане, чтобы не допустить подобного в будущем. Сегодня на совещании кабинета Правительства Вы заявили, что за преступления, подобные произошедшему, когда от брошенной петарды страдают люди, нужно сажать в тюрьму. Исходя из этого, я хотел бы попытаться донести до Вашего внимания свои мысли касательно текущей ситуации с обеспечением безопасности и правопорядка при подготовке и проведении футбольных матчей.
Конечно то, что произошло на стадионе «Арена Химки» в минувшую субботу – вопиющий случай. В результате хулиганских действий зрителей травму получил талантливый вратарь, игрок сборной России Антон Шунин. Учитывая специфику травмы, при самом плохом варианте человек рискует завершить свою спортивную карьеру. Это бесспорно ужасно и подобная злостная хулиганская выходка человека, бросившего пиротехническое изделие в молодого спортсмена, всегда встретит неприятие и резкое осуждение не только у любого болельщика, но и вообще у любого разумного человека. Но самое ужасное заключается в том, что подобный инцидент мог произойти гораздо и гораздо раньше. И вина здесь не только в бесчинстве фанатов, а в общей ситуации в отечественной футбольной индустрии.
Я ни в коем случае не хочу обелить современное фанатское сообщество. Но оно – прямое отражение нашего современного общества, со всеми его пороками. Футбольный фанатизм в нашей стране получил огромное развитие в 90-е годы, когда на руинах некогда могущественной советской империи новое российское государство нечасто задумывалось о собственных гражданах, тем более о работе с молодежью. Старая система молодежной политики была разрушена, новой не существовало даже в перспективе. В результате подрастающее поколение было предоставлено само себе. В ситуации тотальной криминогенной обстановки, вызванной появлением новых ценностей в виде культа денег, где не работали ни нормы права, ни норма морали, спортивные арены были той отдушиной, где молодые люди новой России могли самоорганизовываться, почувствовать себя востребованными и нужными, ощутить себя силой. Зачастую только здесь молодежь ощущала определенное равенство в условиях резкого социально расслоения, укоренившегося в современном потребительском обществе, по признаку своей причастности к поддержке любимой команды. Рождалась определенная форма молодежного братства. И равенства, в том числе, по отношению к нередкому самоуправству определенных должностных лиц, которые трактовали законы и правила так, как им самим заблагорассудится. В группе подростку становилось легче противостоять царящему беззаконию, появлялась возможность хоть как-то отстоять свои идеалы, доказать, что ты чего-то стоишь, реализовать себя. В результате футбольные фанаты выработали свои собственные нормы традиций, обычаев и определенных ритуалов в соответствии с потребностями своего развития, сформировав свое мощное пассионарное сообщество. До поры-до времени власть не обращала на это внимание, а потом, предполагаю, долго не могла определить, что со всем этим делать. Но поверьте, как не стоит идеализировать фанатов, так и не стоит их демонизировать. Они это окружающие нас люди, наши родные и близкие, наши отцы и матери, жены, мужья и наши дети.
Всегда проще что-либо запретить, чем выстроить четкую и прозрачную систему адекватных взаимоотношений. И поэтому я боюсь, что Ваш призыв наказать виновных может вылиться в очередное самодурство исполнителей и привести к массе неоправданных и жестких репрессивных мер не только по отношению к непосредственным нарушителями, но и по отношению к остальным болельщикам. Ведь карательные методы всегда чреваты однобоким подходом и часто способны привести только к эскалации конфликтов, которых итак немало в современном обществе.
Проблема заключается в том, что комплексная работа с болельщиками в России не проводится, а только имитируется для «галочки». Причем начиная с федераций, заканчивая непосредственно на местах. Редко где можно встретить действительно вдумчивую программу взаимоотношений с основными потребителями футбольного продукта на несколько лет вперед, да и то касается она зачастую маркетинга, нежели создания людям реально комфортных условий на стадионах и профилактики правонарушений на трибунах. У нас нет никакого мало-мальски эффективно работающего органа болельщиков. Совет при Министерстве спорта за всё время своего существование созывался всего пару раз, не приняв и не реализовав ни одного сколь-нибудь важного для болельщиков решения. Существующее «Всероссийское объединение болельщиков» уже давно не выполняет когда-то возложенных не него функций, вместо объединения болельщицких масс, их только разъединяя. Это можно утверждать хотя бы потому, что из него уже вышли почти все крупнейшие фан-движения, а, значит, оно перестало удовлетворять их интересам и его руководство не придумало никаких реальных механизмов для изменения ситуации к лучшему, варясь в собственном соку. Во всех футбольных структурах работа с болельщиками отправлена в довесок к службам безопасности, штат которых составляют люди, работавшие в силовых ведомствах или следственных органах, но только не те, кто имеет за плечами болельщицкий опыт, а значит знающие и понимающие фанатскую философию изнутри. Подобные специалисты есть только лишь в футбольных клубах, да и то далеко не во всех. Во многих должность сотрудника по работе с болельщиками также замещают бывшие сотрудники сил правопорядка или спецслужб, либо люди, изначально занимавшиеся принципиально иным направлением деятельности и далекие от понимания определенной специфики фан-культур.
Болельщицкое сообщество в целом, на данный момент обладает достаточным количеством грамотных и квалифицированных представителей, однако тенденция последнего времени отчетливо говорит о том, что целью определенных сил является задача обесценить этот опыт, т.е. сделать его не нужным, заменив на стадионе болельщиков на зрителей. При этом многих совершенно не волнует, что в таком случае трибуны потеряют свою «душу», ведь главным носителем традиций и преданности клубным цветам являются зачастую именно фан-движения команд.
В результате болельщикам практически некуда обратиться, они бесправны и в большинстве своем утратили веру в то, что их мнение кого-либо интересует. Возможно, поэтому некоторые из них проявляют агрессию на трибунах, обращая свою энергию в деструктивное русло, но привлекая тем самым к себе внимание общественности. Отчаяние и острое ощущение царящей несправедливости нередко толкает молодых людей на непродуманные и неадекватные поступки. И, в результате, мы видим массу пестрящей информации о тысячах задержанных на матчах людей, требуя для них жестких наказаний, но практически нигде на более-менее высоком уровне не поднимается проблема полного отсутствия какой-либо общедоступной статистики о сотрудниках правоохранительных органов, привлеченных к дисциплинарной ответственности за превышение своих должностных полномочий на матчах, и нарушение законных прав зрителей, как граждан своей страны. А между тем целый ряд производимых по отношению к болельщикам действий, при добросовестном их расследовании вполне мог бы подпадать под действие ст. 286 (превышение должностных полномочий) и ст. 330 (самоуправство) УК РФ. Но ничего подобного нет: любые жалобы на действие сотрудников полиции или отдельных чиновников превращаются в типичную бюрократическую волокиту и оседают в недрах МВД России или иных структур.
То же самое можно и сказать и о профилактике негативных проявлений со стороны болельщиков, ведь к подавляющему числу правонарушителей на матчах, оформляемых в основном по статье 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) применяются почему-то только штрафы (незначительные суммы которых давно подвергаются критике), а не, например, административный арест, также предполагаемый данной статьей. Принимая во внимание тот факт, что основная масса людей, посещающих спортивные сооружения, либо работают, либо учатся в учебных заведениях, применяйся эта норма статьи – большинство задержанных неоднократно подумают впредь, как они будут объяснять на работе или в месте учебы, где отсутствовали пару недель. Ведь отбывание наказания нигде не будет считаться уважительной причиной, а, значит, вполне может отразиться на их обучении или карьере. Вроде бы всё это очевидно, но эта норма почему-то не работает. Предлагаемые поправки в КоАП также вряд ли снимут эту проблему, так как наказанием за предлагаемый к введению запрет на посещение спортивных матчей, предполагается все тот же административный арест. Сразу же возникает резонный вопрос: а что мешает применять эти меры уже на данный момент? Касательно серьезных правонарушений, массовых беспорядков на матчах, также уже давно в УК РФ существует статья 213 (хулиганство). Что не позволяет применять и эту статью к зачинщикам и организаторам этих действий?
Отдельного обсуждения заслуживает и вопрос об использовании пиротехники. Ведь помимо ответственности лица, использовавшего подобное изделие на трибуне стадиона, ответственность за совершение данного правонарушения должно нести и лицо, допустившее пронос этого изделия на стадион. Досмотром зрителей по существующим нормам у нас в стране до сих пор занимаются правоохранительные органы, но вот штрафуются за подобные инциденты исключительно футбольные клубы. А ведь это нонсенс, клубы не имеют никаких полномочий для регулирования допуска болельщиков на трибуны. Неужели для того, чтобы профильные службы МВД, отвечающие за обеспечение правопорядка и безопасности, в нашей стране стали нести ответственность за подобное ненадлежащее исполнение своих обязанностей необходимо, чтобы кто-либо пронес на спортивно-массовое мероприятие не петарду, а взрывное устройство? А ведь и тут, при должном подходе, вполне можно увидеть по меньшей мере признаки ст.238 (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) и ст. 293 (халатность) УК РФ, а также несоблюдение п. 5 ст. 12 ФЗ «О полиции».
Так почему же правоохранительные органы допускают подобные вещи? Почему, находя правонарушителей на территории государства, они не могут их выявить, задержать и привлечь к ответственности на огороженной территории спортивного сооружения? Полагаю, причина того, что происходит сейчас на наших стадионах, заключается не столько в безответственности конкретно болельщиков, сколько во всеобщей безответственности.
Настоящие болельщики никогда не будут против объективного наказания виновных. Каждый должен знать, на что идет и понимать неотвратимость последствий. Вот и Вы на встрече с вице-премьерами сказали, что безнаказанности быть не должно. Но закон должен работать для всех. Правосудие должно осуществлять защиту прав всех участников футбольного процесса, в том числе и зрителей.
Поэтому не нужно заигрывать с фанатскими структурами, с ними просто нужно начать нормально и продуктивно работать. Помимо неотвратимости наказания для нарушителей, существенным сдвигом в этом вопросе являлась бы реализация еще нескольких мер. Уже давно можно было принять Правила поведения зрителей, которые не только определяли бы четкие требования к соблюдению болельщиками порядка, но и защищали их законные права. Причем эти Правила могли быть приняты и в рамках спортивной федерации, и даже самими Лигами, как организациями, которые наделены правами проведения спортивных мероприятий (живой пример – КХЛ). При должном подходе и желании, эти Правила могли быть ратифицированы и МВД. Вместо этого попытка создания новых правил под эгидой РФС вылилась в очередную бумажную волокиту, в обход поправок и предложений от болельщиков, и сейчас на сайте организации висит документ, вызвавший шквал критики со стороны болельщиков и так не вступивший в силу. В результате уже несколько лет, после отмены Министерством юстиции закона №600 Минспорта (регулировавшего взаимоотношения всех сторон в области обеспечения правопорядка и согласования средств поддержки команд), никаких четких правил поведения на футбольных матчах не существует и на каждом стадионе действуют свои порядки, зачастую диктуемые начальниками оперативных штабов полиции, что создает целую массу дополнительных проблем болельщикам и только усиливает негодование трибун.
Неоднократно самими же болельщиками предлагалось создание Списка недопустимой к демонстрации на футбольных матчах символики, куда планировалось включить символы, официально запрещенные ФИФА и УЕФА, а также законодательством Российской Федерации. Предполагалось для ряда существующих спорных символов назначить экспертизу компетентных государственных органов, чтобы на основании полученного решения включать или не включать их в данный список. Это бы позволило избежать неоднозначного толкования содержания баннеров при их согласовании и проносе на трибуны, снизить градус напряжения. Но создание данного списка также закончилось на уровне разговоров, и в итоге экспертами по цензуре на футбольных матчах выступают опять же правоохранительные органы.
В частности перед началом пресловутого воскресного матча в Химках, болельщикам гостей с неимоверным трудом удалось согласовать с полицией и пронести стандартные средства поддержки – барабаны и трубу. Флаги и баннеры тоже проходили жесткий контроль, несмотря на то, что они были согласованы еще перед началом сезона и находились в официальных списках, представленных службой безопасности клуба. Сначала не пропускались все англоязычные баннеры по причине того, что сотрудники полиции не знали иностранного языка и не верили, что их перевод соответствует заявленному в документах, затем пошли претензии к изображениям: полицейские отказывались пропускать страшные на их взгляд рисунки (черепа, скелеты, изображения фанатов). Кульминацией стал флаг с изображением ангела с Александрийского столпа, который не пропустили из-за оскорбления чувств мусульман. И подобные эпизоды происходят у болельщиков практически всех команд практически на каждом матче. На российских стадионах царит форменный правовой беспредел, над посетителями футбольных матчей откровенно издеваются, и никто это не может (или не хочет) прекратить.
В нашей стране чиновники постоянно чего-то боятся и ждут пресловутую политическую волю, хотя, казалось бы, вопрос можно было решить уже давно благодаря своей собственной воле. Для этого нужно всего лишь понять три простых составляющих, необходимых для нормализации ситуации на стадионах: зрителю на них должно быть комфортно, безопасно и интересно. А в итоге верхи не могут, низы не хотят, а страдают обычные болельщики.
Как результат, у нас на стадионах людям НЕ комфортно и НЕ безопасно. Это подтвердит Вам масса болельщиков, которые из-за действий единиц, избивались сотрудниками сил правопорядка на трибунах; обливались на них же водой из пожарных шлангов при слегка плюсовой и даже минусовой температуре; у которых регулярно при проходе на стадион изымаются незапрещенные к проносу личные вещи; и которые постоянно слышат хамство и наплевательское к себе отношение со стороны тех лиц, которые наделены властью защищать и охранять их же законные права. У нас порой на некоторые стадионы не пускают с газетами или же с только что купленными программками к матчам. Не говоря уже о фактах отказа в допуске на трибуны с едой и горячими напитками в пластиковой посуде, приобретенными в подтрибунных кафе. В тоже время в VIP-ложах, где часто присутствуют функционеры и чиновники разных уровней, открыто распивается запрещенная ими же к употреблению на спортивных мероприятиях алкогольная продукция. Все эти факты давно известны, однако реакции по ним нет ни от представителей правоохранительных органов, ни от футбольных властей.
А ведь подобные вещи наносят моральный ущерб тем, кто приходит на спортивные мероприятия, убивают желание посещать футбольный матч всей семьей, с детьми, вызывает агрессию в адрес сил правопорядка и провоцирует ненужные конфликты. Поход на стадион для простых болельщиков давно уже превратился из праздника в определенный экстрим. И единственный сомнительный интерес в посещении футбольных матчей на некомфортных и небезопасных стадионах, построенных в середине прошлого века, для зрителей заключается в том, чтобы либо вопреки всем устраиваемым препонам, стоически попытаться посмотреть матч любимого клуба или постараться, назло организаторам и полиции, прийти и выпустить пар на трибуне. Все равно пронести для фанатов файер выходит зачастую проще, чем согласовать не содержащий ничего противозаконного баннер, а сотрудники полиции относятся к любому пришедшему на обычные секторы зрителю, как к маргиналу и потенциальному преступнику.
Даже готовящийся закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» проходит обсуждения фактически без участия тех, кого он в первую очередь будет касаться. Единицы из числа болельщиков, которые буквально просачиваются различными способами на слушания, конечно, пытаются донести свои мысли до разработчиков, однако регламенты, где людям отводят пять минут для оглашения целого вороха волнующих их проблем, не дают никакой возможности наиболее полно и содержательно изложить важные для болельщиков вещи. Такой формат превращает подобные совещания в «говорильню», он не дает объективно рассмотреть и изучить всю проблематику текущей ситуации в вопросах обеспечения безопасности и работы с болельщиками, а, значит, не дает самим болельщикам возможности быть услышанными и понять, что их мнение действительно важно и будет учтено при доработке закона.
Исходя из вышеизложенного, я и принял решение написать Вам открытое письмо, в надежде, что мнение обычного болельщика с трибун все-таки дойдет до Вас через пласт популизма и всеобщей истерии. Я понимаю, что сейчас появится много советчиков и советов от разных футбольных, нефутбольных и политических структур, но остается надежда, что Вы прочтете это письмо, или его хотя бы изучат сотрудники вашего аппарата. В любом случае писать больше некому, уже пройдена масса различных инстанций, но никто не слышит. А ведь от этого зависит жизнь людей на трибунах.
Необходимо привлечь людей на стадион и обратить их потенциал на пользу клубу, а не добиться к грядущему Чемпионату Мира по футболу 2018 года пустующих трибун. Поэтому прошу Вас инициировать максимально широкое общественное обсуждение указанного законопроекта и его составляющих, которое позволило бы высказаться по данному вопросу многим категориям граждан, в том числе представителям болельщицких кругов.
У нас часто пытаются приводить пример Великобритании, забывая об одном существенном факторе: там зрителей ждут комфортные и безопасные арены, где к ним относятся, как к людям и где права гражданина ставятся во главу угла. Поэтому повторюсь: болельщиков не нужно идеализировать, но не стоит и демонизировать. С ними нужно просто работать, и относиться изначально к ним, как к людям. Тогда, возможно, нелюдей на трибунах станет гораздо меньше.
С уважением,
Всеволод Алексеев