Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич. Мы проживаем и работаем в Тазовском районе - районе Крайнего Севера. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа федеральным законодательством установлен коэффициент 1,5, а в окружном бюджете для работников бюджетных организаций и муниципальных учреждений предусмотрен повышенный коэффициент - он превышает установленный на федеральном уровне на тридцать процентов и составляет 1,8. В тоже время работники федеральных структур получают заработную плату из расчета районного коэффициента -1,5. Это ведет к нарушению принципа равенства перед законом и судом, не обеспечению гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, места жительства и места работы на территории одного округа. С момента принятия Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям", по настоящее время Правительством Российской Федерации не принят нормативный документ, устанавливающий размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе. Постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2004 N 1503 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", установлен районный коэффициент в населенных пунктах севернее Полярного круга- 1,8 (согласно приложению к Закону - Тазовский расположен севернее Полярного круга). В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Политика Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституционными положениями, содержащимися в статье 19 Конституции Российской Федерации, закреплен основополагающий принцип равенства всех перед законом и судом и государственная гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, и запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Нормами международного права, установленными во Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией N 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года), а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года), также закреплен данный основополагающий принцип равенства прав и недопустимости дискриминации их и, в частности, трудовых прав человека в какой-либо форме. Согласно положениям статьи 2 Всеобщей декларации прав человека каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, не самоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. В силу положений статьи 23 указанной Декларации каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (часть 1), каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (часть 2) и каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемой, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (часть 3).Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее по тексту - Трудовой кодекс) являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом признаются: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников (статья 2 Трудового кодекса). Согласно требованиям статьи 3 Трудового кодекса каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или не принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. В статье 6 Трудового кодекса закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. Согласно статье 148 Трудового кодекса оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий. Статья 316 Трудового кодекса предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, включая и бюджетные, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе. Статьей 423 Трудового кодекса определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Из Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", следует, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения. Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. Просим: установить на федеральном уровне районный коэффициент к заработной плате работникам федеральных служб, проживающим и работающим в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа - 1,8, вместо начисляемого – 1,5. Приложение: районный коэффициент для федеральных служащих может быть увеличен. 02.03.2010 16:47 Наболевшая тема начисления заработной платы с учетом различных районных коэффициентов работникам федеральных структур - 1,5, окружных бюджетных организаций и муниципальных учреждений - 1,8 сдвинулась с мертвой точки. Об этом корреспонденту ИА «Север-Пресс» сообщила заместитель председателя Законодательного Собрания Ямала Елена Зленко. Уже в ближайшее время регион должен определиться с объемами финансирования из федерального бюджета, необходимыми для начисления заработной платы работникам федеральных служб с учетом районного коэффициента 1,8. Таковы итоги визита в Салехард депутата Государственной думы РФ, первого заместителя руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в российском парламенте Валерия Рязанского. Отметим, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа федеральным законодательством установлен коэффициент 1,5. В соответствии со статьей 316 Трудового Кодекса РФ органы государственной власти субъектов и местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов. Так, в окружном бюджете для работников бюджетных организаций и муниципальных учреждений предусмотрен повышенный коэффициент - он превышает установленный на федеральном уровне на тридцать процентов и составляет 1,8. В тоже время работники федеральных структур получают заработную плату из расчета районного коэффициента - 1,5. «Этот вопрос депутаты окружного парламента уже пытались решать. В ноябре 2007 года парламентарии направляли в Правительство Российской Федерации обращение об установлении размера районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно ответу, полученному из Министерства здравоохранения и социального развития, до принятия постановления о более детальном районировании территории Севера, будут применяться коэффициенты, установленные ранее. Сейчас действует Постановление Совмина СССР от 10 ноября 1967 года, согласно которому вся территория автономного округа отнесена к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент - 1,5. По моему мнению, коэффициент размером 1,5 является недостаточной компенсацией трудовой деятельности работников федеральных структур. И это не совсем корректно, когда люди живут в одном доме, работают на одной улице, а зарплату им начисляют по различной схеме», - пояснила Елена Зленко. Валерий Рязанский дал поручение подготовить все необходимые документа, просчитать потребность региона в дополнительных средствах для начисления заработной платы работникам федеральных структур с учетом более высокого коэффициента. Депутат Елена Зленко направила запрос главному федеральному инспектору ЯНАО Александру Калиберде перечень федеральных структур и количество работников, подпадающих под данную инициативу.
|