Суббота, 05.07.2025, 07:39
МЕДВЕДЕВУ.РУ
Обращения Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Форма входа
Поиск
Рубрики
  • Обращения
  • Новости
  • В России и в мире
  • Информация о сайте
  • Форум
  • Группа "ВКонтакте"
  • Связь с администрацией
  • К сведению
  • Письмо не опубликовано?
  • Осторожно: "эксперты"!


  • Опрос
    Самая проблемная сфера в России, по-Вашему:
    Всего ответов: 2689
    Сообщество
    Архив писем
    Из форума
  • Публичный обман президента. (1)

  • Завуалированный террористический проект (0)

  • Круглый стол с академиками (1903)

  • Генератор Тарасенко (75)

  • Кризис в развитие физики и развитие человеческого обществ (0)

  • Календарь
    Объявления


    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Карта посещений
    Locations of visitors to this page
     
    Главная » 2010 » Декабрь » 14 » Спасите «Императорскую санаторию»
    Спасите «Императорскую санаторию»
    19:28
       В конце позапрошлого века «Императорской санаторией» называли первое в России государственное лечебное заведение для больных легочным туберкулезом. Болезнь эту, вызываемую «палочкой Коха», за высокую от нее смертность, памятуя смертоносную чуму средневековья, называли «белой чумой».
        Располагалась санатория среди нетронутых человеком карельских хвойных лесов, проточных чистых озер, на участке (специально найденном) с особым микроклиматом, целебным для туберкулезных больных. Участок этот обнаружили близ селения Хамила, что по Финляндской дороге – в двадцати верстах от нынешней станции Каннельярви. От названия селения возникло и название «санатории» - «Халила».
        Как все новое, заведение «санаторного дела» в России не сразу было принято обществом. И, как во всем и всегда в России, исходило оно от энтузиастов – просвещенных, граждански мыслящих медиков. Сегодня их имена – достояние истории русской фтизиатрии: Владимир Александрович Дитман (врач, доктор медицины), Иван Григорьевич Габрилович (доктор медицины, профессор, ранее возглавляющий лабораторию знаменитого профессора Роберта Коха, открывшего туберкулезную палочку), Дмитрий Дмитриевич Курдюмов (доктор, ассистент Габриловича).
        Нелегким было начало… И, как нынче, все упиралось в деньги! Но энтузиазм, «горячая убежденность, как говорил доктор Дитман, в борьбе со злейшим врагом человечества» победили! Ибо в самые трудные для постановки «нового дела» медиков поддержал сам «Государь император Александр Ш, всегда сочувственно относившийся к вопросу призрения больных»…
        В январе 1892 года Александр Ш утвердил «Положение об «Императорской санатории «Халила», определив ее цель и устройство. Поддержал начатое отцом и наследник престола Император Николай П, утвердив «Временные правила Императорской санатории».
    Слово «Императорская» не означало элитарности санатория. Как говорил тогда же доктор Габрилович, «санатория «Халила» остается единственной народной санаторией нашего Отечества». Эту народную основу нового лечебного заведения, где лечились, преимущественно бесплатно, российские граждане всех сословий, сохранила бывшая «императорская санатория» и по сей день. Только теперь, с послевоенных лет, «санатория» носит новое, хорошо известное ленинградцам-петербуржцам, название «Сосновый Бор».
    В санатории было отлажено не только лечебное дело, но велась большая научная работа по применению новейших методов лечения легочного туберкулеза, таких как легочный пневмоторкс, туберкулинотерапия (впервые примененные в России доктором Габриловичем). Результаты лечения анализировались, издавались научные рефераты. На базе санатория велась и учебная работа: проходили практику молодые фтизиатры. В советское время, по рекомендации Народного комиссара государственного призрения А.М.Коллонтай, в санатории в январе 1918 года несколько дней отдыхал В.И.Ленин. И тогда это был лучший противотуберкулезный санаторий в стране, в нем проходили реабилитационное лечение тысячи ленинградцев. 50-80-е годы 20 в. – расцвет лечебной и организационной деятельности санатория. В этот период его возглавляли энтузиасты санаторного дела: М.Д. Режинашвили, Александров, Л.В.Константинов.
    Но сегодня «Сосновый Бор», возведенный в ранг «памятник Федерального значения», переживает не лучшие дни своего существования. И это в то самое время, когда в стране резко растет заболеваемость туберкулезом. Известно, что с 1991 года инфицировано уже более 35% детей дошкольного возраста, что в Петербурге на 100 000 человек – 35 больны туберкулезом, а по России на 100 000 – 70 человек больны «белой чумой»! При таком положении дел уменьшается количество коек в стационарах! Например, в специализированных больницах пригородов Санкт-Петербурга: Царском Селе, Павловске, в 2006 г. был закрыт санаторий «Токсово». А с 2007 года угроза закрытия нависла и над «Сосновым Бором» - любимым санаторием ленинградцев-петербуржцев. Ведь именно их – ленинградцев-блокадников, недавних воинов, защищавших Ленинград; горожан разных профессий, вернувшихся из лагерей и тюрем после реабилитации, осужденных по «ленинградскому делу» - спасал от чахотки, лечил, оздоравливал, возвращал к жизни санаторий «Сосновый Бор».
        И сегодня, несмотря на «неопределенность завтрашнего дня», в санатории по-прежнему работают высококвалифицированные специалисты: почти все врачи-фтизиатры и медицинские сестры имеют высшую квалификационную категорию по своей специальности. Санаторий располагает квалифицированной рентгеновской службой, клинико-диагностическая лаборатория отвечает всем современным требованиям. В санатории работает ингаляторий, аптека беспрерывно снабжается всеми противотуберкулезными препаратами и другими необходимыми лекарственными средствами. Диетическая служба санатория обеспечивает необходимые меню для пациентов разных групп учета и сопутствующих заболеваний.
        А «неопределенность завтрашнего дня» - в равнодушии высоких чиновников, спокойно взирающих на то, как известнейший в России санаторий в наинужнейшее для него время новой волны пандемии туберкулеза, «физически разваливается» на глазах медиков и их пациентов! Ветшает великолепнейшее здание санатория – само архитектурно-исторический памятник! Здание, построенное для «Императорской санатории» по проекту видного финского зодчего Алана Шульмана. Красиво поставленное среди сосновых лесов, здание это напоминает дворец эпохи модерна, вобравший в себя все достижения и новшества того времени не только в области техники, но гигиены и врачебной науки, связанной со спецификой лечения туберкулеза. И сегодня здание санатория может считаться образцом в строении подобных лечебных учреждений!
        Больно смотреть, как медленно, но верно ветшает это уникальное строение, как разрушается декор его наружных стен, сами стены, проемы окон, балконов! Внутри здания тоже видны следы долгого отсутствия ремонта. Получая мизерные средства на ремонт здания, в санатории делается все, чтобы хотя бы медленно, по частям, но проводить ремонтные работы. И это при непрерывности лечебного процесса, когда поток пациентов санатория не прекращается! С большим трудом и с большими перерывами из-за недостатка средств все-таки удалось отремонтировать кровлю и привести в порядок очистные сооружения…
        Два года назад пациенты санатория обращались за помощью к губернатору Санкт-Петербурга В.С.Матвиенко. Приезжала комиссия. Сочувствовала. Обещала помочь. Но в связи с кризисом – позже… По заверениям политиков, кризис идет на спад, проходит время, неумолимо разрушается уникальное санаторное здание, санаторные строения и оборудование. Требует внимания и ухода парковая зона вблизи санатория.
        Самое удивительно, что несмотря на отсутствие необходимейшей помощи со стороны высокого начальства, санаторий живет, действует, принимает своих пациентов, лечит их должным образом, обеспечивает калорийность и полезность их питания, выполняет все санитарно-гигиенические нормы по содержанию туберкулезных больных!
        И это опять же благодаря энтузиазму медицинских работников, их верности традициям прошлого и любви к своему делу!
    Трудно выживать. Трудно думать о разрушении того, что создавалось поколениями истинных тружеников во благо российского санаторного дела. Может быть, в этой ситуации нужна «державная» помощь, как некогда делали это российские императоры Александр Ш. и Николай П.?!
        К чему тогда все разговоры о здоровье нации? К чему федеральные целевые программы, международные договоры? Ведь совсем недавно в Санкт-Петербурге лидерами стран «Большой восьмерки» было сделано заявление в поддержку глобального плана по борьбе с туберкулезом до 2015 года. Цель его – снижение смертности от туберкулеза в два раза к 2015 году, по сравнению с 1990-м годом.
    Так почему же дозволено разрушение исторического памятника, связанного с началом борьбы в России с туберкулезом, разрушение отлаженной медицинской работы в области санаторной фтизиатрии, работы, которая спасла от «белой чумы» за 120 лет существования санатория более 300 000 своих пациентов! И чем виноваты больные люди, которых нынче постепенно лишают права планомерно и бесплатно лечиться? И, может быть, пора обратиться уже не к чиновникам регионального уровня, а к самому высшему российскому руководству: Дмитрий Анатольевич, спасите «Императорскую санаторию»!

    По поручению больных санатория «Сосновый Бор»,
    Нешатаева Надежда Борисовна,
    член Союза художников России,
    действительный член Петровской Академии наук и искусств.
    г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 46/1, кв. 80,
    тел.: (812) 3527995


    Просмотров: 2625 | Добавил: HALILA | Рейтинг: 0.0/0 | |



    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    МЕДВЕДЕВУ.РУ © 2025