Предложение
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уже сегодня имеется возможность решения самых актуальных и болезненных проблем дошкольного образования: качества, общедоступности и достойного финансирования! Для этого необходимо восстановить полноценность дошкольного образования и использовать возможности технологического подхода. Дошкольное образование на сегодня очень проблемно, потому что оно неполноценно - осуществляемое фактически силами двух систем: общественного дошкольного образования (в дошкольных образовательных учреждениях) и семейного воспитания (силами членов семьи), оно в Системе образования РФ представлено только одной системой - общественного дошкольного образования (хромает на одну ногу). Вся нормативно-правовая база дошкольного образования разработана также для общественного дошкольного образования (для ДОУ). В то же время, наука с 60-х годов ХХ века утверждает, что ни один из вопросов воспитания дошкольников не может быть успешно решен ни одной из этих двух систем без сотрудничества с другой. Наука заявила о необходимости «органического сочетания семейного и общественного воспитания». Поэтому именно объединение систем семейного воспитания и общественного дошкольного образования в единую систему "семейно-общественного образования" сделает дошкольное образование полноценным. В качестве механизма практического объединения двух систем я предлагаю педагогическую технологию-мониторинг, позволяющую решить проблему качества дошкольного образования. Основные положения педагогической технологии-мониторинга: 1) всё содержание дошкольного образования дробится на «дидактические единицы», на основе которых разрабатываются развивающие пособия (в соответствии с возрастом – в виде обучающих игр); 2) все пособия нумеруются в порядке возрастания сложности в единую систему развивающих пособий, которая затем последовательно, «пошагово» по несколько пособий за занятие подаётся детям для освоения; 3) в конце каждого занятия пособия выдаются в семью на дом; 4) результаты «полного освоения» пособий фиксируются в документации; 5) дети, не освоившие пособия сразу, получают дозированную помощь до их «полного освоения»; 6) таким образом, результатом является полное качественное усвоение содержания программы каждым ребёнком. Надёжной защитой психики ребёнка от перегрузок является максимальное использование игровой деятельности как ненасильственного способа обучения при организации педагогического процесса. В содержание программы включены все элементы социального опыта, аналогичные по составу и структуре всему общественному опыту: 1) знания о человеке, природе, обществе; 2) опыт осуществления известных способов деятельности; 3) опыт творческой деятельности; 4)опыт эмоционально-ценностного отношения к реальной действительности, в том числе духовные ценности и идеалы. Таким образом, технология-мониторинг включает не только технологию обучения, но и технологию воспитания (п.4), а все элементы социального опыта находят отражение в программе с максимальной полнотой. Именно использование развивающих пособий позволяет включить семью в педагогический процесс: с их помощью организуется совместная деятельность детей и родителей; из них создаётся развивающая среда в учреждении; их выдают на дом. Родители осваивают программу образования дошкольников; обучаются на практике осуществлению педагогических функций; методов и приёмов стимулирующего взаимодействия с детьми; самостоятельно проводят диагностику и ведут индивидуальную документацию; участвуют в совместной деятельности с детьми и педагогами; продолжают осуществлять педагогический процесс в домашних условиях. Педагогическая технология-мониторинг открывает возможности для практической реализации родительского педагогического всеобуча, попытка создания которого на государственном уровне в СССР в 60-70-е годы ХХ века оказалась неудачна. Технология позволяет осуществлять как образование детей, так и образование родителей, и приводит к появлению новой педагогической системы - «Учреждения для образования детей и родителей на основе технологического подхода». Вовлечение семьи в педагогический процесс показывает целесообразность организации образования родителей именно на ранних этапах развития детей, когда наиболее сильны физическая и эмоциональная связи родителей с собственным ребёнком. Посещение «Учреждения для образования детей и родителей» каждой семьёй происходит 2 р. в неделю. Дети и родители поточным способом, группа за группой, переходят из кабинета в кабинет, занимаясь в каждом определёнными видами деятельности. Группа состоит из 5-7 детей и их родителей. Педпроцесс состоит из 5 частей, каждая из которых осуществляется в отдельном помещении, оборудованном развивающей средой. I часть - индивидуально-диагностическая (10-15 мин.) - родители диагностируют освоение детьми пособий, ранее выданных на дом; IIчасть – познавательная (регламентированная) (15-30 мин.) - игровое занятие по ознакомлению с новой порцией развивающих пособий; IIIчасть – музыкально-подвижная (регламентированная) (15-30 мин.) - занятие на развитие физических и музыкальных способностей; IVчасть – нерегламентированная (свободная) – не ограниченная временем свободная деятельность детей в помещении с Центрами активности, оборудованными развивающей средой в соответствии с определённым видом деятельности (игровая, музыкальная, изобразительная). В Центрах активности созданы условия для пробы сил в разнообразных видах человеческой деятельности, что позволяет подойти ближе к решению проблемы склонностей, способностей и одаренности детей. Vчасть - семейно-домашняя – освоение полученных на дом пособий. Технология-мониторинг помимо решения проблемы качества образования позволяет решить и проблему общедоступности дошкольного образования за счёт б0льшей (в 15-20 раз) пропускной способности «Учреждения для образования детей и родителей на основе технологического подхода». Кроме проблем качества и общедоступности дошкольного образования, технологический подход позволяет решить также финансовые проблемы дошкольного образования (повышение зарплат педагогов; снижение затратности содержания материальной базы ОУ). Если исходить из принципа «деньги следуют за ребёнком» (на одного ребёнка государством выделяется более 4000рублей), на одного взрослого, работающего в существующей системе дошкольного образования, приходится в среднем 3 ребёнка, что в деньгах составляет 12000рублей (3 х 4000руб.). Эта сумма идёт и на зарплату, и на содержание материальной базы. При использовании технологического подхода соотношение меняется как 1:10 (и даже более 10), т.е. на одного педагога приходится более 40 000рублей (10 х 4000руб.). Финансовая проблема решена. Ожидаемыми результатами внедрения технологического подхода в систему образования будут: 1) Решение проблемы качества дошкольного образования в «Учреждениях для образования детей и родителей на основе технологического подхода», обеспечиваемое непрерывным отслеживанием (мониторингом) освоения содержания дошкольного образования каждым дошкольником; 2) решение проблемы общедоступности дошкольного образования для каждого ребёнка за счёт б0льшей пропускной способности образовательного учреждения нового типа; 3) решение финансовых проблем за счёт снижения трудовых и материальных затрат при организации педагогического процесса; 4) организация образования родителей. Объединение общественного и семейного воспитания жизненно необходимо осуществлять одновременно с решением вопросов по улучшению демографической ситуации (количественное увеличение народонаселения) в стране, поскольку организация образования родителей наряду с качественным образованием детей будут способствовать качественному обновлению нации. Мозгунова Ирина Сергеевна, г.Екатеринбург
27.04.2010г.
|