Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Я служу адвокатом, но вынужден обратиться лично к Вам за помощью. Вы говорили о недопустимости "кошмарить" бизнес, но как говорил классик: "Воз и ныне там". По сообщениям СМИ Вы планируете приезд в Ярославль. Прошу оказать помощь в пресечении "кошмарных" действий сотрудников Ярославского УВД по изъятию документов и компьютеров предпринимателей, в результате чего парализуется деятельность хрзяйсвующих субъектов. Ниже прилагаю подготовленный формализованный текст жалобы, направленной в УВД Ярославской области, но не думаю, что без Вашего вмешательства будет достугнут результат. АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ АДВОКАТСКАЯ ФИРМА «СТАТУС» адвокат Новиков Игорь Андреевич регистрационный номер 76/330 тлф. моб. 8 910 663 24 18 тлф.(4852)33 24 18 __________________________________________________ 150014, г.Ярославль ул. Свободы 85/44 - 7 Начальнику УВД по Ярославской области генерал-майору милиции Трифонову Н.И., 150000, г.Ярославль, ул.Республиканская, 23 ЖАЛОБА НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ 26 июня 2009 года сотрудниками 3 отдела ОРЧ КМ по налоговым преступлениям УВД по Ярославской области по адресу г.Ярославль, Московский пр-кт д.122 по месту нахождения ООО «КПД-Транс» было произведено изъятие оригиналов документов. Были изъяты, в частности, оригиналы товарно-транспортных накладных, товарных накладных, договоров, счетов, платежных поручений, счетов-фактур, актов выполненных работ, книги покупок, книги продаж, налоговые декларации, первичные документы и журналы-ордера, учредительные документы, чековая книжка, системные блоки компьютеров, «финансовые документы» (так в оригинале акта изъятия). Был составлен протокол изъятия от 26 июня 2009 года. При этом конкретных изъятых документов не указано, не указана опись файлов, содержащихся или не содержащихся в памяти системных блоков компьютеров. До настоящего времени ни один из изъятых оригиналов документов и вещей не возвращены, никаких сведений о состоянии и месте нахождении указанных документов и вещей не имеется. Копии документов не выданы. Полагаю, что в данном случае сотрудниками милиции нарушены требования закона. 1. Права милиции на федеральном уровне определены Законом РФ «О милиции». Перечень прав милиции указан в ст.11 данного Закона. Федеральным законом № 293-ФЗ от 26.12.2008г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» был признан утратившим силу п.35 ст. 11 Закона РФ «О милиции», в соответствии с которым сотрудники милиции наделялись правом проводить проверки и на предмет соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также п.25 ст.11 Закона РФ «О милиции», в соответствии с которым сотрудники милиции имели право проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. Этим же законом были внесены изменения в п.33 ст.11 Закона РФ «О милиции», который теперь предоставляет право органам милиции участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов только в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, т.е. в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ. В частности, в соответствии со ст.36 НК РФ органы внутренних дел по запросу налоговых органов могут участвовать в выездной налоговой проверке. Таким образом, в настоящее время органы милиции не имеют полномочий самостоятельно проводить проверки субъектов предпринимательства на предмет соблюдения требований законодательства о налогах и сборах, контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов. По этим основаниям рассматриваемые действия сотрудников УВД ЯО по изъятию являются незаконными и совершенными с превышением полномочий. 2. При этом действующее законодательство содержит нормы, позволяющие сотрудникам милиции произвести изъятие предметов – ст.27.10 КоАП РФ, или выемку предметов – ст.183 УПК РФ. Выемка является следственным действием, осуществляется исключительно в раках возбужденного уголовного дела, чего в данном случае нет. В соответствии с ч.1 ст.27.10 КоАП РФ изъятию подлежат только вещи и предметы являющиеся орудиями правонарушения, или имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении. Следовательно, изъятие, предусмотренное ст.27.10 КоАП РФ осуществляется исключительно по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч.1 ст.27.10 КоАП РФ изъятие вещей и документов, может быть произведено в ограниченном перечне случаев: - обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, - при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, - досмотре транспортного средства. В данном случае ни одного из перечисленных обстоятельств нет. В протоколе изъятия не указано в отношении какого состава административного правонарушения ведется производство. В протоколе указано, что «изъятие проведено в целях изъятия» (так в оригинале) «предметов … содержащих сведения о признаках противоправного деяния». Однако, ни одна норма законодательства РФ не содержит санкций за абстрактные противоправные деяния. Не указав норму права, которая, по мнению сотрудников милиции была нарушена, сотрудники милиции тем самым сами совершили противоправное деяние, порицаемое Президентом РФ и Министром внутренних дел. Сотрудники милиции, проведя масштабное изъятие документов и системных блоков, непонятно в каких целях, по существу совершили то действие, которое метко было названо руководителем страны «кошмарить» бизнес. Кроме того, ч.5.1. КоАП РФ обязывает сотрудников милиции передать заверенные копии лицу, у которого документ были изъяты в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Однако, никаких копий с изъятых документов сотрудники милиции не направили, по существу парализовав деятельность общества. По изложенным основаниям действия сотрудников УВД ЯО являются незаконными. 3. Права милиции, как органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, так же регулируются Федеральным Законом 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», далее «Закон об ОРД». • Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ сформулированной в Определении от 15.07.2004 № 304-О мероприятия ОРД могут проводиться исключительно на основании полученных сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления и никакого иного деяния. Если же речь идет об иного рода противоправных деяниях (административное правонарушение, налоговое правонарушение), то мероприятие ОРД является незаконным. В данном случае отсутствуют доказательства того, что сотрудники УВД ЯО совершали свои действия на основании полученных сведений о преступлении. • По общему правилу данного закона для проведения мероприятий ОРД никакого постановления не нужно. В этой связи непонятно, на какое постановление сделана ссылка в акте изъятия. • В протоколе изъятия указано, что мероприятие проводится на основании ст.ст.6 и 15 Закона об ОРД. Ст.6 указанного закона содержит закрытий перечень мероприятий ОРД. Согласно данной норме закона изъятие как действие, не является мероприятием ОРД. П.1 ст.15 Закона об ОРД устанавливает право субъекта ОРД в ходе проведения мероприятий ОРД производить изъятие документов, предметов и материалов. Однако, на основании данной нормы закона изъятие может быть осуществлено исключительно в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. В отсутствие доказательств непосредственной угрозы жизни и здоровью какого либо лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ по данному делу произведенное сотрудниками УВД ЯО изъятие является незаконным. Этой же статей закона об ОРД установлена обязанность передачи лицу копий документов в течение пяти дней с момента изъятия. Чего в данном случае не сделано. 4. В соответствии с п.4 ст.10 федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее «Закон о бухучете», содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Регистрами бухгалтерского учета являются носители (в бумажном или электронном виде)в которых содержится систематизированная информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах (п.1 ст.10 закона о бухучете). Регистрами бухгалтерского учета являются книги покупок, книги продаж, журналы-ордера и т.п. Именно данные документы были изъяты сотрудниками УВД ЯО. В соответствии со ст.6 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, может быть предоставлена органу государственной власти по его мотивированному постановлению. В случае отказа в предоставлении такой информации, орган государственной власти вправе затребовать её в судебном порядке. Таким образом, изъятие материалов и документов, содержащих коммерческую тайну, не допускается. Следовательно, изъятие сотрудниками УВД ЯО книги покупок, книги продаж, журналов-ордеров является незаконным. По всем указанным основаниям произведенное 26.06.2009г. изъятие является незаконным. Изъятые документы и вещи должны быть незамедлительно возвращены. Приказом МВД РФ № 1065 от 05.12.2008г. предписано исключить факты проведения милицией проверок субъектов предпринимательской деятельности по вопросам, не относящимся к компетенции органов внутренних дел, а также проверок соблюдения иных требований к осуществлению предпринимательской деятельности, если несоблюдение таких требований не содержит признаков преступлений или относящихся к компетенции органов внутренних дел административных правонарушений (п.2.2.Приказа). П.2.8. данного Приказа установлено обеспечивать проведение служебной проверки по каждому выявленному факту незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, нарушения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с привлечением виновных лиц к установленной законодательством ответственности.
|