Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" было объявлено о инициативе подарить всем ветеранам Великой Отечественной войны отдельные квартиры. Хотя участников той войны осталось совсем немного, с трудом верилось, что это громкое обещание будет выполнено. Но надеялись.
Среди моих близких ещё живы ветераны. Мой отец Гущин Александр Владимирович – ветеран войны, командир артиллерийской установки, воевал всю войну на передовой, был ранен. И хотя всю свою жизнь он прожил в весьма стеснённых условиях, под замечательную инициативу не попал, впрочем, как и тысячи других ветеранов, поверивших в чудо.
В нашей семье из пяти человек две комнаты (19,8 и 13,1 кв.м) занимают моя дочь с ребёнком и я с моей второй, тоже взрослой, дочерью. Отец, поскольку он один, размещается в меньшей (11,1 кв.м) комнате, что, согласитесь, не очень комфортно.
Было заявлено о том, что "государство не будет экономить на жилье для ветеранов", а потом даже подписан закон, увеличивающий норматив жилплощади для ветеранов с 22 до 36 кв.м. Казалось бы, каждый ветеран должен получить при таких условиях, если не свою новую квартиру, то уж хотя бы отдельную, пригодную для проживания, комнату.
Но это то, что пожилые люди услышали с экранов телевизора. А на деле в каждом регионе установлен свой норматив, на основе которого решается, нуждается ли человек в улучшении своих жилищных условий или нет. Разумно было бы предположить, что коли человеку положено выдавать не менее 36 кв.м, то и норма должна быть такой же. А вот тут-то и кроется подвох. В Петербурге эта норма составляет 9 кв.м. Таким образом, чтобы удовлетворить этим условиям, в нашей квартире (на тех самых 69 кв.м, из которых 36 кв.м приходится по норме на ветерана) должно проживать не менее 8 человек. Только тогда наше государство решит как-то помочь.
И под этим предлогом значительному числу ветеранов, поверивших-таки в чудо, в новом жилье было отказано. В том числе и моему отцу, так как норма площади превышена на 5 м! Это, конечно, с учетом кухни, ванной, туалета, коридоров, которые составляют более трети площади квартиры, где комнаты настолько маленькие, что кровати должны быть непременно раскладные.
Единых правил и критериев постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилье в России не существует - нормативные акты утверждаются на региональном уровне. Главным критерием является так называемая учетная норма - метраж, который нельзя превышать в расчете на одного члена семьи. В Москве это 10 кв. метров общей площади в отдельных квартирах. В Санкт-Петербурге - 9 метров. В Перми - 12. Есть регионы, где норма и 18 кв.м. Но петербургские ветераны такой не удостоились. При этом никаких "смягчающих" исключений для ветеранов нынешние правовые акты по-прежнему не предусматривают.
Хотя без всяких "актов" ясно, что люди, прожившие по восемь-девять десятков лет, нуждаются, с одной стороны, в постоянном присутствии родственников, а с другой - в отдельной от шумной молодёжи комнате.
А как замечательно наши чиновники пишут ветеранам ответы. Грубых слов, конечно, нет. Но хотелось бы увидеть в тексте, например, фразы сожаления о том, что они не могут помочь или обещание обязательно связаться, если вдруг наше законодательство обретёт человеческие формы, а заодно извиниться, что ничем не могут помочь, т.к. это не в их силах. А этот ответ больше похож на приговор. Можно же хотя бы общаться со стариками по-человечески.
Знаете, я всё, конечно, понимаю: что денег всегда не хватает, что кризис на дворе, что с "доступным и комфортным жильем" у нас вообще беда, да и прочих проблем предостаточно. Но эти старики прожили тяжёлую жизнь. Защищали свою родину, воевали, долгое время строили наше светлое будущее, которое было извращено, загублено, а потом развалено и смешано с грязью. Под конец жизни большая часть из них оказалась в нищете. Многих из них уже давно смирились и никаких кардинальных перемен в своей жизни не ждали, тем более от государства, да и готовы уже спокойно умереть, недолго им всем осталось. Им можно было ничего и не обещать, но напоследок жизни им дали очередную пощёчину. Неужели без этого никак нельзя было обойтись? А как Вам подарок к 65-летию Победы в виде двух палок твёрдокопчёной колбасы (которая 90-летнему ветерану точно не по зубам)? Мой отец получает хорошую пенсию, на жизнь ему хватает и в таких подачках он точно не нуждается.
Недавно на совещании по вопросам социального обеспечения ветеранов президент поручил своей администрации устранить противоречия в законодательстве, которые препятствуют исполнению указа от 7 мая 2008 года об обеспечении ветеранов ВОВ жильем. Президент объяснил, что в регионах применяют нормы законодательства, по которым ветеран для получения квартиры должен доказать, что является малоимущим. В то время как смысл его указа и норм закона о ветеранах "был в том, чтобы обеспечить всех ветеранов независимо от их имущественного положения". "Если ветеран нуждается, он должен получить жилье. Соответствующие корректировки в жилищное законодательство и законодательство о ветеранах должны быть внесены", - заявил президент.
Мне кажется, что понятие «нуждается» – не значит, что ветеран не имеет жилья вообще, а означает, что он живёт некомфортно, в стеснённых условиях, и улучшение жилищных условий предполагает не только и не столько увеличение площади проживания, но и улучшение качества жизни ветерана. Я считала, что в своих выступлениях президент и премьер имели в виду именно это.
Обращаюсь к Вам, Дмитрий Анатольевич, с просьбой найти возможность улучшения жилищных условий моего отца, ветерана Великой Отечественной войны, награждённого орденами и медалями, почти полвека проработавшего учителем.
Очень надеюсь на Ваше положительное решение.
С уважением, Т.А. Гущина
|