Дмитрий Анатольевич.
Бюрократическая система измениться сама не в состоянии без внешнего
воздействия (особенно если это воздействие сверху). В горнодобывающей
отрасли накопились противоречия современного уровня производства с
взаимоотношениями с государством, что тормозит развитие.
Вашему вниманию представляю ситуацию с одним из пережитков командного
управления экономикой – контроль государства за потерями твёрдых
полезных ископаемых.
Ежегодно каждый добывающий рудник России рассчитывает плановые потери
при добыче и утверждает их в государственных органах. Причём в последнее
время давление на недропользователей усиливается, контролирующие
структуры увеличиваются, а утверждение норматив потерь уже перенесено в
Москву.
Годовой план на потери полезных ископаемых для каждого месторождения
утверждается только в России, остальные горнодобывающие государства
мира это не устанавливают, справедливо полагая, что потери дело
добывающих компаний.
Годовое утверждение потерь в нашем государстве осталось от советского
системы, где в плановом хозяйстве царствовали нормативы и необходимость
в контроле как-то объяснялось. Сейчас же вразумительно доказать
необходимость утверждения государством этого показателя невозможно,
если не прибегать к чисто популистским фразам типа: «хищническая
отработка», «интересы государства».
Потери при добыче неизбежны, и рудники сами заинтересованы уменьшать
величину потерь, а борьба с потерями является обязанностью и ежедневной
головной болью специалистов предприятия.
Тысячи специалистов горной отрасли вынуждены отрываться от производства
и заниматься составлением томов расчётов и графики по нормативам
потерь, и далее их «проталкиванием» в государственных органах.
Результатом этой деятельности является утвержденная государством цифра
потерь, о которой все сразу же забывают до следующего года.
В практике не было случая, чтобы какой-то рудник показал свои
фактические потери металла больше утверждённых (большие штрафы!).
Существует много способов скрыть сверхнормативные потери, если таковые
были.
Собственно, процесс расчёта норм предельных потерь, так же как и их
экспертиза государством являют собой некие упражнения по математике и
геометрии для взрослых, которые обставляются суровыми приказами и
бюрократическими играми, далёкими от реальных дел на месторождениях.
Неспециалисту, который не знаком с горным производством,
представляется, что этот показатель заставляет собственника более полно
извлекать запасы и предупреждать «хищническую» отработку, однако на
деле утверждение потерь представляет собой (и всегда представлял) некий
бумагооборот, совершенно не отражающий положение дел в забоях. Иначе
говоря, одни делают вид, что контролируют, другие делают вид, что
исполняют.
В действительности у государства нет необходимости в ежегодном
утверждении предельной величины потерь полезных ископаемых на рудниках
по следующим причинам:
1. У добывающего предприятия и у государства одна и та же цель
уменьшить потери, так как потеря металла в недрах для недропользователя
является чистой потерей прибыли.
2. Контроль за потерями на рудниках возложен на ИТР
непосредственно связанных с добычей. Контроль осуществляется постоянно,
часто величину потерь на добывающих предприятиях увязывают с системой
премирования.
3. Реально контролировать величину фактических потерь со стороны
государственных органов невозможно. Контроль правильности расчётов на
бумаге не одно и то же, что контроль за количеством фактически
потерянной руды в забоях шахты или карьера.
4. В случае, если на руднике образовались высокие потери (как
правило, это вызвано какими-то нестандартными случаями на
производстве), существует много способов скрыть их в отчётах. Ни один
рудник сверхнормативные потери не показывает.
Рудники больше государства заинтересованы извлечь из месторождения всё,
что приносит хоть каплю прибыли. Потратив миллионы на инфраструктуру,
фабрику и рудник, собственник вполне естественно стремится выжать из
месторождения по максимуму.
Зная, сколько добросовестных людей в государственных органах
неосознанно вовлечено в этот процесс, язык не поворачивается сказать,
что это «кормушка для чиновников». Но очевидно, что бессмысленный
процесс ежегодного утверждения государством потерь нужно прекращать.
После отмены утверждения нормативов потерь государством в
горнодобывающей отрасли ровным счётом ничего не изменится, величина
реальных потерь на рудниках останется прежней. Только вздохнут с
облегчением специалисты на местах, так как у них останется больше
времени для реальных забот и меньше придётся платить экспертам и
чиновникам.
Как переломить ситуацию? Дело в том, что МИНПРИРОДЫ само не в состоянии
отменить утверждение потерь по причине своей инертности. Наоборот, оно
считает, что охраняет недра государства от действий недобросовестных
недропользователей, так как в противном случае придётся признать своё
бессилие в контроле над реальными потерями и сокращать свой аппарат.
Для объективной оценки высказанной проблемы нужно знать мнения на
местах, - главных геологов и главных маркшейдеров рудников,
непосредственно ответственных за составление нормативов потерь. Хотя бы
задать им вопрос: «Увеличатся ли реально потери полезных ископаемых на
Ваших рудниках, в случае отмены ежегодного утверждения государством
нормативов потерь?».
Ежегодное утверждение нормативов потерь,- это только один из многих
нелепостей, которые достались нам от командного управления экономикой.
Сейчас самое время оставить неэффективную суперопеку со стороны
государства над недропользователями, чем стимулировать свободное
развитие и инициативу на местах для роста экономики страны.
10 марта 2009г.
Шайдулин Фёдор Фаритович,
главный геолог управляющей компании
fyodorsh@mail.ru
ICQ- 473669723