Четверг, 06.02.2025, 17:27
МЕДВЕДЕВУ.РУ
Обращения Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Форма входа
Поиск
Рубрики
  • Обращения
  • Новости
  • В России и в мире
  • Информация о сайте
  • Форум
  • Группа "ВКонтакте"
  • Связь с администрацией
  • К сведению
  • Письмо не опубликовано?
  • Осторожно: "эксперты"!


  • Опрос
    Самая проблемная сфера в России, по-Вашему:
    Всего ответов: 2689
    Сообщество
    Архив писем
    Из форума
  • Публичный обман президента. (1)

  • Завуалированный террористический проект (0)

  • Круглый стол с академиками (1903)

  • Генератор Тарасенко (75)

  • Кризис в развитие физики и развитие человеческого обществ (0)

  • Календарь
    «  Март 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Объявления


    Статистика

    Онлайн всего: 93
    Гостей: 93
    Пользователей: 0

    Карта посещений
    Locations of visitors to this page
     
    Главная » 2009 » Март » 16 » Отмена ежегодного утверждения нормативов потерь полезных ископаемых
    Отмена ежегодного утверждения нормативов потерь полезных ископаемых
    13:44
       Дмитрий Анатольевич.
       Бюрократическая система измениться сама не в состоянии без внешнего воздействия (особенно если это воздействие сверху). В горнодобывающей отрасли накопились противоречия современного уровня производства с взаимоотношениями с государством, что тормозит развитие.
       Вашему вниманию представляю ситуацию с одним из пережитков командного управления экономикой – контроль государства за потерями твёрдых полезных ископаемых.

       Ежегодно каждый добывающий рудник России рассчитывает плановые потери при добыче и утверждает их в государственных органах. Причём в последнее время давление на недропользователей усиливается, контролирующие структуры увеличиваются, а утверждение норматив потерь уже перенесено в Москву.
       Годовой план на потери полезных ископаемых для каждого месторождения утверждается только в России, остальные горнодобывающие государства мира это не устанавливают, справедливо полагая, что потери дело добывающих компаний.
       Годовое утверждение потерь в нашем государстве осталось от советского системы, где в плановом хозяйстве царствовали нормативы и необходимость в контроле как-то объяснялось. Сейчас же вразумительно доказать необходимость утверждения государством этого показателя невозможно, если не прибегать к чисто популистским фразам типа: «хищническая отработка», «интересы государства».
       Потери при добыче неизбежны, и рудники сами заинтересованы уменьшать величину потерь, а борьба с потерями является обязанностью и ежедневной головной болью специалистов предприятия.
       Тысячи специалистов горной отрасли вынуждены отрываться от производства и заниматься составлением томов расчётов и графики по  нормативам потерь, и далее их «проталкиванием» в государственных органах. Результатом этой деятельности является утвержденная государством цифра потерь, о которой все сразу же забывают до следующего года.

       В практике не было случая, чтобы какой-то рудник показал свои фактические потери металла больше утверждённых (большие штрафы!). Существует много способов скрыть сверхнормативные потери, если таковые были.
       Собственно, процесс расчёта норм предельных потерь, так же как и их экспертиза государством являют собой некие упражнения по математике и геометрии для взрослых, которые обставляются суровыми приказами и бюрократическими играми, далёкими от реальных дел на месторождениях.
       Неспециалисту, который не знаком с горным производством, представляется, что этот показатель заставляет собственника более полно извлекать запасы и предупреждать «хищническую» отработку, однако на деле утверждение потерь представляет собой (и всегда представлял) некий бумагооборот, совершенно не отражающий положение дел в забоях. Иначе говоря, одни делают вид, что контролируют, другие делают вид, что исполняют.

       В действительности у государства нет необходимости в ежегодном утверждении предельной величины потерь полезных ископаемых на рудниках по следующим причинам:
    1. У добывающего предприятия и у государства одна и та же цель уменьшить потери, так как потеря металла в недрах для недропользователя является чистой потерей прибыли.
    2. Контроль за потерями на рудниках возложен на ИТР непосредственно связанных с добычей. Контроль осуществляется постоянно, часто величину потерь на добывающих предприятиях увязывают с системой премирования.
    3. Реально контролировать величину фактических потерь со стороны государственных органов невозможно. Контроль правильности расчётов на бумаге не одно и то же, что контроль за количеством фактически потерянной руды в забоях шахты или карьера.
    4. В случае, если на руднике образовались высокие потери (как правило, это вызвано какими-то нестандартными случаями на производстве), существует много способов скрыть их в отчётах. Ни один рудник сверхнормативные потери не показывает.

       Рудники больше государства заинтересованы извлечь из месторождения всё, что приносит хоть каплю прибыли. Потратив миллионы на инфраструктуру, фабрику и рудник, собственник вполне естественно стремится выжать из месторождения по максимуму.

       Зная, сколько добросовестных людей в государственных органах неосознанно вовлечено в этот процесс, язык не поворачивается сказать, что это «кормушка для чиновников». Но очевидно, что бессмысленный процесс ежегодного утверждения государством потерь нужно прекращать.

       После отмены утверждения нормативов потерь государством в горнодобывающей отрасли ровным счётом ничего не изменится, величина реальных потерь на рудниках останется прежней. Только вздохнут с облегчением специалисты на местах, так как у них останется больше времени для реальных забот и меньше придётся платить экспертам и чиновникам.

       Как переломить ситуацию? Дело в том, что МИНПРИРОДЫ само не в состоянии отменить утверждение потерь по причине своей инертности. Наоборот, оно считает, что охраняет недра государства от действий недобросовестных недропользователей, так как в противном случае придётся признать своё бессилие в контроле над реальными потерями и сокращать свой аппарат.

       Для объективной оценки высказанной проблемы нужно знать мнения на местах, - главных геологов и главных маркшейдеров рудников, непосредственно ответственных за составление нормативов потерь. Хотя бы задать им вопрос: «Увеличатся ли реально потери полезных ископаемых на Ваших рудниках, в случае отмены ежегодного утверждения государством нормативов потерь?».

       Ежегодное утверждение нормативов потерь,- это только один из многих нелепостей, которые достались нам от командного управления экономикой. Сейчас самое время оставить неэффективную суперопеку со стороны государства над недропользователями, чем стимулировать свободное развитие и инициативу на местах для роста экономики страны.

    10 марта  2009г.
    Шайдулин Фёдор Фаритович,
    главный геолог управляющей компании
    fyodorsh@mail.ru
    ICQ- 473669723


    Просмотров: 3525 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1 | |



    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    МЕДВЕДЕВУ.РУ © 2025