Главная » 2020»Февраль»25 » О необходимости декриминализации незаконных сбыта и изготовления всех видов холодного оружия
О необходимости декриминализации незаконных сбыта и изготовления всех видов холодного оружия
18:37
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Существует необходимость декриминализации незаконных сбыта и изготовления всех видов холодного оружия, учитывая положения ст. 2 Конституции РФ, декриминализацию незаконных приобретения и ношения холодного оружия в 2003 году, декриминализацию Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность, введение лицензирования приобретения холодного оружия, имеющего культурную ценность, с 1 января 2018 года, введение запрета на хранение без лицензии на коллекционирование оружия холодного оружия, имеющего культурную ценность, лицами, которые приобрели его не ранее 1 января 2018 года, с 30 января 2020 года, меньшую опасность холодного оружия, чем пневматического и сигнального оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, и не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, а также декриминализацию незаконного оборота холодного оружия во многих странах мира. Вышеуказанные обстоятельства и установление ограничений на торговлю холодным и иным оружием, имеющим культурную ценность, и на приобретение старинного (антикварного) холодного оружия в 2012 году, повлекли обращение в Конституционный Суд РФ по вопросу законности осуждения за незаконный сбыт двух иностранных кортиков и вынесение Конституционным Судом РФ Постановления от 17 июня 2014г. N 18-П, в котором были признаны отсутствие правил оборота антикварного холодного оружия до 2012 года, отсутствие правил оборота многих других видов холодного оружия, означающие их нахождение в свободном обороте и, следовательно, законность их сбыта, изготовления и иного оборота, а также отсутствие четких правил сбыта видов оружия, не подлежащих регистрации в уполномоченных органах. При этом ч. 4 ст. 222 УК РФ признана несоответствующей Конституции РФ в части наличия ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, что означает декриминализацию его незаконного сбыта. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П отмечено, что уголовное законодательство, является по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности. Из данного утверждения следует, что уголовная ответственность допустима только за незаконный оборот наиболее опасных видов оружия и незаконный оборот иных видов оружия, повлекший тяжкие последствия. Наказания, предусмотренные в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, являются более строгими, нежели наказания за подобные деяния во многих странах мира, в которых за их совершение предусмотрена уголовная ответственность, и наказания за целый ряд насильственных и других опасных преступлений. Строгость наказаний, предусмотренных ч. 4 ст. 222 УК РФ, повлияла на вынесение Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2017г. N 18-П, декриминализировавшего незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, но для полного соблюдения положений Конституции РФ требуется декриминализация всех незаконных действий с холодным оружием, предусмотренных ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, и внесение в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ других изменений, смягчающих наказания и упорядочивающих меры ответственности и наказаний за незаконные действия с различными видами оружия и патронов по степени их опасности. Учитывая отсутствие в прежнем уголовном законодательстве ответственности за незаконные действия с газовым и метательным оружием, а также огнестрельным оружием ограниченного поражения, выделенным в отдельный вид оружия только с 2011 года, и декриминализацию в законодательстве СССР незаконного оборота огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия с последующей криминализацией и декриминализацией незаконных действий с любым или гражданским гладкоствольным огнестрельным оружием в ст. 222 УК РФ, а также наличие в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ административной ответственности за незаконную продажу видов огнестрельного оружия, указанных в ч. 4 ст. 222 УК РФ, и отсутствие уголовной ответственности незаконные действия с указанными видами оружия в части стран СНГ и ряде других стран мира, допустима полная декриминализация деяний, предусмотренных ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, или замена ответственности за их совершение уголовной ответственностью за незаконный оборот огнестрельного оружия и видов оружия, сходных с ним по степени опасности, повлекший тяжкие последствия и декриминализация менее опасных деяний. В настоящее время правила хранения, сбыта (за исключением торговли), передачи и перевозки видов оружия, имеющего культурную ценность, приобретаемых по лицензии на коллекционирование оружия, правила их оборота владельцами, не имеющими указанной лицензии, которые законно приобрели их до 31 декабря 2017 года, и правила приобретения, хранения, сбыта (за исключением торговли), передачи и перевозки других видов оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют в ФЗ Об оружии, что указывает на наличие права на совершение данных действий по их обороту любыми лицами, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ. При этом хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии, и регистрация которого в уполномоченном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия (ст. 22 ФЗ Об оружии). Данным ФЗ введен запрет на использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов и иным способом, не связанных с его хранением, коллекционированием или экспонированием и создающим угрозу его повреждения или уничтожения, но не введен запрет на проведение криминалистических экспертиз оружия, имеющего культурную ценность, необходимых для его отнесения к оружию, но способных его повредить. Само оружие, имеющее культурную ценность, остается в перечне видов оружия, что нелогично, учитывая наличие запрета на его использование для поражения цели и отсутствие ограничений, установленных на оборот оружия, имеющего культурную ценность, в отношении оборота предметов, имеющих культурную ценность, но не являющихся оружием, к которым могут быть отнесены и предметы, являвшиеся оружием в прошлом, и многие из которых могут использоваться для поражения цели с такими же рисками причинения вреда здоровью или смерти человеку либо повреждения ценного предмета, с какими может быть использовано с данной целью такое оружие. Учитывая вышеизложенное, необходимо не введение лицензирования оборота оружия, имеющего культурную ценность, а отмена всех ограничений на его оборот как оружия, при этом целесообразно исключение холодного и иного наименее опасного оружия, имеющего культурную ценность, либо всех видов оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов оружия. Вышеизложенное требует введения точного определения оружия, имеющего культурную ценность, учитывая отсутствие в ФЗ правил приобретения и совершения многих других действий по обороту наиболее опасных видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, и введение им лицензирования приобретения всех видов холодного оружия, имеющего культурную ценность. При этом допустимо введение в ФЗ Об оружии права на свободное приобретение всех видов оружия, имеющего культурную ценность, или отмена всех ограничений на его оборот как оружия, учитывая наличие запрета на продажу патронов к огнестрельному оружию, имеющему культурную ценность, и оружию, приобретаемому по лицензии, а также пороха лицам, не имеющим соответствующих разрешений на конкретные виды оружия, и уголовной ответственности за повреждение культурных ценностей или покушение на него, а также не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, при обращении с ним или его использовании в качестве оружия, и распространение в свободном обороте ряда видов пневматического оружия и конструктивно сходных с метательным оружием изделий, способных причинить тяжкий вред здоровью или смерть человеку. ФЗ N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу совершенствования правил оборота оружия, имеющего культурную ценность) являясь измененным (при рассмотрении во втором чтении) законопроектом № 691842-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность», целью принятия которого являлись исполнение Постановления Конституционного Суда от 17 июня 2014г. N 18-П, декриминализировавшего незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, и либерализация правил оборота антикварного и иного холодного оружия, имеющего культурную ценность, для обеспечения соблюдения их конституционных прав его владельцев, не только ограничивает приобретение всех видов антикварного оружия и большей части видов оружия, имеющего культурную ценность, его лицензированием, но и не вносит никаких изменений в нормы УК и КоАП РФ об ответственности за незаконный оборот оружия и нарушение правил его оборота. Это полностью противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 года N 18-П, поскольку из ч. 4 ст. 222 УК РФ, признанной частично несоответствующей Конституции РФ, не исключена ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, а в КоАП РФ не установлена ответственность за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, соответствующая степени опасности данного оружия и обеспечивающая правовую охрану культурных ценностей. Фактически Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 года N 18-П остается неисполненным в нарушение ФКЗ О Конституционном Суде и ст. 1 УК РФ, поскольку признание Постановлением Конституционного Суда нормы закона частично или полностью несоответствующей Конституции РФ требует внесения законодателем изменений данную норму, а изменения в УК РФ вносятся только федеральными законами, подлежащими включению в УК РФ. При этом норма, признанная частично или полностью несоответствующей Конституции РФ, утрачивает силу в части ее несоответствия Конституции РФ с момента его вынесения, а Постановление Конституционного Суда имеет силу закона и действует непосредственно до внесения законодателем соответствующих изменений в данную норму. ФЗ не учтено как отсутствие в КоАП РФ специальной ответственности за незаконные действия с оружием, имеющим культурную ценность, так и возможность привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, и незаконный сбыт метательного оружия, имеющего культурную ценность, а также за незаконный сбыт холодного оружия, не имеющего культурной ценности (копий или реплик антикварного холодного оружия и других видов холодного оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии), поскольку данные деяния не декриминализировались федеральными законами и Постановления Конституционного Суда по нормам о них не выносились. Привлечение к уголовной или административной ответственности за незаконные действия с оружием влияет на возможность владения оружием по лицензии, поскольку в ст. 13 ФЗ Об оружии к обстоятельствам, исключающим получение лицензии на приобретение оружия и влекущим аннулирование лицензии или разрешения на оружие отнесено, в частности, наличие судимости за умышленное преступление, отбывание уголовного наказания за преступление и повторное привлечение в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок или порядок управления (главы 20 и 19 КоАП РФ), поэтому лицо, осужденное за незаконный оборот оружия или неоднократно нарушавшее правила оборота оружия и привлекавшееся к административной ответственности за каждое из нарушений, не имеет права на получение лицензии, а выданные лицензии или разрешения аннулируются. Порядок получения лицензии на коллекционирование оружия является почти таким же сложным, как и порядок получения иной лицензии на оружие, поскольку для ее получения необходимо предоставление стандартного перечня документов об отсутствии медицинских и других противопоказаний к владению оружием (медицинские справки, справки о наличии условий для безопасного хранения оружия (специального сейфа или ящика) квитанция об оплате госпошлины (2000 рублей) и т.п.), за исключением справки о проверке знания правил безопасного обращения с оружием, при этом наличие любого из противопоказаний влечет отказ в выдаче лицензии или аннулирование выданной лицензии. К медицинским противопоказаниям к владению оружием в законодательстве РФ относятся не только тяжелые психические заболевания, но и ряд заболеваний нервной системы, а также и низкая острота зрения или слепота. При этом в части стран мира разрешено владение оружием по лицензии слепыми. К другим противопоказаниям к владению оружием относятся: отсутствие по месту жительства владельца специального запираемого на замок сейфа или ящика либо хранение оружия вне такого сейфа или ящика (развешивание его на стенах, хранение в шкафу и т.п.); отсутствие квитанции об оплате госпошлины, введенной с 1 октября 2017 года взамен лицензионного сбора и составляющей для получения лицензии на коллекционирование оружия 2000 рублей; отсутствие постоянного места жительства и ряд других противопоказаний. Учитывая вышеизложенное, порядок получения лицензии на коллекционирование оружия является излишне строгим для приобретения видов оружия, представляющих небольшую степень опасности, видов оружия, которые запрещено или затруднительно использовать в качестве оружия, и холодного оружия, не более опасного, чем обычные бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте, но очень часто являющиеся орудиям насильственных преступлений, оборот которых невозможно ограничить лицензированием их приобретения и хранения либо обязанностью их хранения в сейфе по причинам их необходимости в быту и возложения излишних финансовых расходов на граждан или бюджет государства, требуемого для соблюдения подобных ограничений их оборота. После вступления в силу данного ФЗ порядок приобретения и хранения в РФ холодного оружия и оружия, имеющего культурную ценность, стал более строгим, чем в значительном числе стран мира, в которых многие или все виды холодного оружия могут быть свободно приобретены и для приобретения антикварного оружия не требуется получения лицензии или достаточно получения лицензии, выдаваемой без строгих ограничений. Данным ФЗ не учтено отсутствие правил оборота многих видов холодного оружия, не имеющего культурной ценности, допускающее их свободный оборот, и отнесение спортивного холодного клинкового оружия к конструктивно сходным с оружием изделиям в п. 5.1 разд. 5 ГОСТ Р 51215-98 «Оружие холодное. Термины и определения» и в ст. 1 ФЗ Об оружии, в которых оно отнесено к конструктивно сходным с оружием спортивным снарядам, характеристики которых зафиксированы в правилах соревнований, а спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружие, отнесены к конструктивно сходным с оружием изделиям. В ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу совершенствования правил оборота оружия, имеющего культурную ценность) не указаны конкретные сроки получения лицензий на коллекционирование оружия гражданами, хранящими оружие, имеющее культурную ценность, до истечения которых должно быть запрещено привлечение указанных граждан к административной ответственности за нарушение правил хранения оружия или признание хранения незаконным и привлечение к административной или уголовной ответственности за незаконное хранение огнестрельного оружия. С 30 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 N 280-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и статью 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»», которым введен запрет на хранение оружия, лицами, не имеющими права на его приобретение в соответствии с положениями ФЗ Об оружии, которые его обнаружили или получили в результате передачи, за исключением случаев, установленных ФЗ Об оружии, а также на дарение и наследование оружия, не подлежащего регистрации в уполномоченном органе, лицам, не имеющим оснований на приобретение оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии. Таким образом, данным ФЗ вводятся запреты на хранение и сбыт любого оружия, ограниченного к приобретению, лицами, не имеющими права на его приобретение, которое будет означать введение полного запрета на оборот лицами без гражданства видов гражданского оружия, приобретение которых ограничено, что может привести к полному запрету на оборот лицами без гражданства гражданского оружия, и существенно ограничит законные права как лиц без гражданства, так и всех лиц, находящихся на территории РФ, что повлечет их массовое привлечение к административной или уголовной ответственности, учитывая различные ограничения, установленные для приобретения большей части видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии (возраст, гражданство или наличие специальных документов), и наличие административной ответственности за нарушение правил хранения оружия и уголовной ответственности за незаконное хранение большей части видов огнестрельного оружия и незаконный сбыт холодного, газового, метательного и огнестрельного оружия. Наиболее вероятно массовое привлечение к административной ответственности за нарушение правил хранения оружия и к уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия владельцев охотничьих ножей, кинжалов и тесаков, а также иного холодного оружия, не запрещенного к обороту, поскольку критерии признания предмета холодным оружием устанавливаются только экспертом при проведении криминалистической экспертизы холодного оружия, но данные критерии являются сильно завышенными и не могут означать отсутствие у предмета поражающих свойств, способных повлечь причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку при достаточной безопасности предмета для лица, его применяющего. Данные критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий), охотничий тесак (холодное оружие) от мачете (конструктивно сходного с оружием изделия), антикварное холодное оружие от его копии, не являющейся оружием, казачьего кинжала от его сувенирной копии и т.п., и не способствующие ограничению оборота опасных предметов, учитывая равную степень опасности для жизни человека перечисленных предметов и возможность их использования для совершения насильственных преступлений, а также распространенность предметов, опасных для жизни человека, оборот которых невозможно ограничить и большую опасность стрелкового оружия. Вышеизложенное прямо указывает на необходимость введения права на приобретение всех видов гражданского оружия лицами без гражданства и упорядочивания правил приобретения и иного оборота каждого из его видов как данными лицами, так и гражданами, направленное на соблюдение принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, недопустимости издания законов, умаляющих права и свободы человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом и других конституционных принципов. Данным ФЗ только уточняются право на хранение и сбыт видов гражданского оружия, приобретение которого ограничено лицензированием без регистрации в уполномоченных органах или иными формальными условиями приобретения оружия, не подлежащего указанной регистрации, определенными лицами, но не вводятся правила оборота видов гражданского оружия, правила приобретения которых не предусмотрены ФЗ Об оружии, и видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, а также правила оборота старинного (антикварного) оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, лицами, которые приобрели данные виды оружия до 31 декабря 2018 года или до 23 июля 2012 года. Поэтому хранение и сбыт (за исключением торговли гражданским оружием), а также иной оборот всех вышеперечисленных видов оружия (за исключением производства гражданского оружия, включающего его изготовление и ремонт, ограничений, установленных на ношение конкретных видов гражданского оружия ФЗ Об оружии и подзаконными актами, принятыми для реализации его положений, и ограничений, установленных на ношение всех видов оружия ст. 31 Конституции РФ) будут разрешены любым лицам и после 30 января 2020 года, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ. По смыслу положений ФЗ Об оружии, любое лицо может свободно приобретать холодное оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии. До 2012 года ФЗ Об оружии не было предусмотрено антикварное оружие и иное оружие, имеющее культурную ценность, в особенности, виды данного оружие, которые не соответствовали по своим характеристиками или изначальному предназначению видам гражданского оружия, предусмотренным ФЗ Об оружии, что означало наличие права на их приобретение и иной оборот любыми лицами и соответствовало положениям Закона РФ О ввозе и вывозе культурных ценностей, разрешающего ввоз и вывоз культурных ценностей лицам без гражданства наравне с гражданами. С 2012 года оружие, имеющее культурную ценность отнесено к гражданскому оружию и выделено в отдельный вид гражданского оружия. Правила приобретения всех видов холодного оружия, имеющего культурную ценность, и копий или реплик старинного (антикварного) оружия введены только с 1 января 2018 года. До 2017 года в ФЗ Об оружии не были предусмотрены правила оборота военных кортиков СССР и РФ, состоящих на вооружении в РФ, что означало возможность их свободного оборота любыми лицами, учитывая отсутствие у них признаков боевого оружия и право военнослужащих на их получение при выходе в отставку. С 2017 года ФЗ от 28 марта 2017г. N 37-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля 2017 года, правила оборота данных кортиков введены, но только в отношении оборота кортиков, находящихся в государственных военизированных организациях и выдаваемых военнослужащим, выходящим в отставку. При этом данные кортики ошибочно отнесены к боевому оружию, учитывая их предназначение для ношения с форменной одеждой и церемониальных целей, а не для решения боевых и оперативно-служебных задач, поэтому их отнесение к боевому оружию противоречит положениям ст. 5 ФЗ Об оружии. В ст. 19 и 20 ФЗ Об оружии введена обязанность военнослужащих, уволенных с военной службы, и их наследников регистрировать кортики, выданные военнослужащим при увольнении, и получать пожизненные разрешения на их хранение. Данные разрешения не могут быть выданы лицам, имеющим медицинские противопоказания к владению оружием. Право на приобретение данных кортиков иными способами (покупка, получение в дар и т.п.) и на их сбыт путем продажи, дарения и т.п. сделок ФЗ от 28 марта 2017 г. N 37-ФЗ не предусматривает. Правила приобретения и иного оборота кортиков, состоящих на вооружении в РФ, лицами, не являющимися военнослужащими или их наследниками, и правила оборота других видов современных кортиков ФЗ Об оружии не предусматривает. В отношении наследования таких кортиков после смерти военнослужащего применяются правила наследования гражданского оружия, предусмотренные ст. 20 ФЗ Об оружии, требующие наличия у наследника лицензии на приобретение оружия, что вносит в ФЗ Об оружии противоречие, учитывая отсутствие таких кортиков в перечне видов гражданского оружия. Остается неурегулированным оборот любыми лицами таких кортиков, ранее снятых с учета государственных военизированных организаций, или приобретенных другими законными способами, а также копий таких кортиков. Применение положений ФЗ от 28 марта 2017 г. N 37-ФЗ при сохранении уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия может влечь осуждение значительного числа лиц, в действиях которых отсутствует общественная опасность, за незаконный сбыт кортиков СССР и РФ, не имеющих культурной ценности, и увеличит вероятность частого ошибочного признания незаконным сбыта других видов кортиков, поскольку мотивацией его признания незаконным является установление запрета большинства форм сбыта кортиков, состоящих на вооружении в РФ, и не отнесенных к холодному оружию, имеющему культурную ценность, и равная опасность всех видов кортиков. Исходя из перечня видов гражданского и служебного оружия, предусмотренного ст. 3 и 4 ФЗ Об оружии, определения боевого оружия, указанного в ст. 5 ФЗ Об оружии, и запретов на оборот отдельных видов оружия, предусмотренных ст. 6 ФЗ Об оружии и криминалистическими требованиями, можно сделать вывод о том, что ФЗ Об оружии не предусмотрены не только многие виды холодного оружия, не имеющего культурной ценности, но и другие виды оружия, характеристики и предназначение которого не соответствуют требованиям, предъявляемым к сигнальному, охотничьему, спортивному или служебному оружию, оружию самообороны, оружию, используемому в культурных и образовательных целях, боевому или запрещенному оружию. Данные виды оружия находятся в свободном обороте, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, но критерии их отличия, от видов оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, четко не установлены, поскольку ФЗ Об оружии и криминалистическими требованиями не определены признаки и характеристики всех видов охотничьего, спортивного и сигнального оружия, а также оружия, имеющего культурную ценность, а сами криминалистические требования установлены только на отдельные виды охотничьего и спортивного оружия и ряд других видов гражданского оружия, а также на служебное оружие, поэтому затруднительно установление факта отнесения к видам оружия, не предусмотренным ФЗ Об оружии, различных видов огнестрельного (пистолетов, револьверов, ружей, винтовок и т.п.), пневматического (пистолетов, револьверов, ружей, винтовок, автоматов, пулеметов и других устройств, отнесенных к пневматическому оружию) и метательного оружия (луков, арбалетов, рогаток, пращей, духовых трубок, пистолетов, ружей и других устройств, производящих метание снаряда при помощи мускульной силы человека или механического устройства, отнесенных к метательному оружию). Вышеизложенное свидетельствует о необходимости внесения изменений в ФЗ от 02.08.2019 N 280-ФЗ, вводящих правила приобретения и иного оборота всех видов гражданского оружия и правила оборота всех видов оружия, отменяющих установленные на приобретение холодного оружия, имеющего культурную ценность, и иного холодного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, а также четко распределяющих ограничения на оборот оружия по степени опасности конкретных его видов. Вышеизложенное указывает на необходимость декриминализации незаконных сбыта и изготовления холодного оружия и других видов оружия, не представляющих большей опасности, нежели виды оружия, не указанные в ст. 222 и 223 УК РФ, учитывая отнесение к преступлениям только противоправных деяний, представляющих общественную опасность в ст. 14 УК РФ. По смыслу Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N 18-П, законодателю необходимо исключить из ч. 4 ст. 222 УК РФ ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, и решить вопрос о введении административной ответственности за данное деяние, поскольку нормы или их отдельные положения, признанные несоответствующими Конституции РФ, утрачивают силу, при этом в данном Постановлении содержится указание на установление за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, менее строгой ответственности, учитывающей его культурную ценность и требования обеспечения общественной безопасности. Административная ответственность, применимая ко многим формам незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность, в КоАП РФ отсутствует, при этом в ст. 14.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконную продажу предметов, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, но данная норма предусматривает необязательное наказание в виде конфискации предметов и относится к правонарушениям в сфере предпринимательства. Привлечение к ответственности по ст. 14.2 не влечет ограничения права на владение оружием по лицензии и других ограничений, установленных законодательством для лиц, привлеченных к ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок, к которым относятся нарушения в сфере оборота оружия (ст. 20.8 – 20.15 КоАП РФ), но наличие наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения создает угрозу распространения случаев безвозмездного изъятия у владельцев ценного холодного оружия, имеющего культурную ценность, и других видов оружия. При этом условия для привлечения владельцев оружия по ст. 14.2 КоАП РФ могут создаваться намеренно, в целях безвозмездного получения оружия в собственность заинтересованных лиц, путем провоцирования незаконной продажи оружия его владельцем или фабрикации дела о незаконной продаже оружия, при отсутствии признаков данного административного правонарушения (при попытке незаконной продажи оружия или наличии нарушений правил продажи оружия в случае его законной продажи, при ином его сбыте, выданном за продажу, или передаче оружия под залог, в случае продажи предметов, не являющихся оружием, или при наличии заблуждения их владельца относительно их принадлежности к оружию и т.п.). Учитывая вышеизложенное, при введении в КоАП РФ отдельной административной ответственности за нарушение правил оборота холодного и иного оружия, имеющего культурную ценность, учитывая специфику данного оружия и дел о нарушении правил его оборота, не следует устанавливать в качестве мер наказания конфискацию оружия, административный арест и штрафы в равном или большем размере, чем предусмотренные за нарушение правил оборота современного оружия, для обеспечения защиты прав владельцев данного оружия и его признания менее опасным оружием, чем современное оружие, ввиду его более высокой стоимости и меньшей распространенности, которые затрудняют его использование для совершения преступлений. Учитывая специфику холодного оружия как отдельного объекта правового регулирования, следует признать, что данное оружие утратило достаточную опасность для необходимости его законодательного отграничения от конструктивно сходных с оружием изделий, других предметов предназначенных или приспособленных для нанесения увечий людям и бытовых предметов, которые могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, поскольку холодное оружие менее опасно, чем виды пневматического и сигнального оружия, которые приобретается без лицензии, и конструктивно сходные со стрелковым оружием изделия, а также не представляет большей опасности, чем конструктивно сходные с холодным оружием изделия и бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте, при этом часть видов холодного оружия может использоваться в качестве бытовых предметов (современные штыки-ножи, охотничьи ножи общего назначения, ножи для выживания и т.п.). Критерии отнесения предметов к холодному оружию таковы, что им может не соответствовать значительная часть современных предметов сходных с холодным оружием, способных причинить смерть человеку, и большая часть антикварного холодного оружия, находящегося как в неисправном, так и в боеспособном состоянии, а криминалистические экспертизы, необходимые для установления принадлежности предметов к холодному оружию, которые не запрещено проводить и в отношении антикварного холодного оружия, способны повредить холодное оружие или похожий на него предмет. Критерии отнесения предметов к холодному оружию, предусмотренные законодательством РФ, отсутствуют в законодательстве большинства стран мира, в которых предусмотрены минимальные критерии отнесения предмета холодному оружию (длина клинка), а холодное оружие во многих данных странах приравнено по оборотоспособности и ответственности за нарушение правил оборота к бытовым предметам. Морские и иные военные кортики производства Германии не соответствуют критериям холодного оружия по причине изготовления рукоятей из хрупких материалов (дерево, покрытое тонкой пластмассой, делающей рукоять неудобной для удержания и травмоопасной, слоновая кость и т.п.), отсутствия заточки лезвий и острия клинка (у морских кортиков производства Германии), а также меньшей твердостью клинка (не более 25 HRC), соответствующей сувенирным изделиям, но не холодному оружию. Военный кортик всегда предназначался только для ношения с парадной формой, а не для боевого применения, поэтому его отнесение к холодному оружию противоречит его назначению. Таким образом, сохранение уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия, наличие административной ответственности за определенные нарушения правил оборота только оружия, а не других предметов, сходных с ним по степени опасности, и сохранение в ФЗ Об оружии и подзаконных актах ограничений только на оборот холодного оружия, при наличии избыточных критериев отнесения предметов к холодному оружию, нарушают ст. 2 Конституции РФ, поскольку не учитывают высшую ценность человека, его прав и свобод, не обеспечивая защиту людей от применения против них различных предметов, используемых в качестве оружия и способных причинить тяжкий вред здоровью человека, и их защиту от привлечения к административной или уголовной ответственности и (или) изъятия у них имущества по причине только лишь формального отнесения предмета к холодному оружию, а не высокой степени реальной опасности данного предмета или совершенного деяния. Учитывая вышеизложенное, целесообразно вместо административной ответственности за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, установить общую административную ответственность за нарушение правил оборота культурных ценностей, а уголовную ответственность за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия и административную ответственность за ряд нарушений правил его оборота заменить административной ответственностью за нарушение правил ношения предметов, которые могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку. При внесении данных изменений будут необходимы установление равных ограничений на оборот холодного оружия и других предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, как имеющих, так и не имеющих культурной ценности, а также отмена существующих экспертных критериев отнесения предметов к холодному оружию, для соблюдения ст. 2 Конституции РФ, противодействия коррупции и повреждению культурных ценностей при проведении криминалистической экспертизы холодного оружия, упорядочивания правовых норм и либерализации законодательства. Допустима и полная отмена ограничений на оборот холодного оружия, учитывая его заменяемость бытовыми предметами и другими видами оружия при совершении преступлений, уровень вооруженности силовых структур и граждан, позволяющий равным образом пресекать нападения с применением холодного оружия и других предметов, и более частое его использование в целях коллекционирования, чем в преступных целях, а также постепенное снятие холодного оружия с вооружения армий различных стран мира и свободный оборот холодного оружия, состоящего на вооружении армий различных стран, во многих странах мира. Отдельная уголовная ответственность за все виды незаконных действий с любыми видами оружия отсутствовала в России до 1917 года. В частности, в законодательстве Российской империи не предусматривалось ответственности за любой незаконный оборот оружия, а многие нарушения правил его оборота (включая хранение и ношение запрещенного оружия) являлись уголовными проступками или другими нарушениями, не относимыми к преступлениям. В Уголовном Уложении Великого Княжества Финляндского, являвшегося автономной территорией в составе Российской империи, ответственность за любые нарушения правил оборота оружия и оборот запрещенного оружия не предусматривалась. При этом ответственность была предусмотрена за производство выстрела в нарушение установленных правил и в случаях, когда могут пострадать люди, и за противоправное применение или попытку применения против другого человека оружия, ножа, меча или иного опасного для жизни человека предмета. Следует отметить, что уголовная ответственность за незаконный оборот холодного оружия существовала в СССР на общесоюзном уровне только с 1935 по 1959 год (ст. 1 Постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 29 марта 1935 г. «О мерах борьбы с хулиганством») и была установлена в РСФСР в 1935 году (ч. 4 ст. 182 УК РСФСР 1926 г.). В УК других союзных республик данная ответственность была установлена в 1935 и 1936гг. В УК РСФСР и большинства других союзных республик за незаконные хранение, ношение, сбыт и изготовление холодного оружия было установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, но наказание в виде лишения свободы за данные деяния отсутствовало общесоюзном законодательстве (ст. 2 Постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 29 марта 1935 г. «О мерах борьбы с хулиганством»), и в УК Туркменской ССР 1927г. (ст. 194.1). В проекте УК СССР 1939г. планировалось установление за вышеуказанные незаконные действия с холодным оружием наказания в виде лишения свободы на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 293), но данный проект не был утвержден и в СССР так и не был принят общесоюзный уголовный кодекс. С 1961 года наказание в виде лишения свободы было отменено в уголовном законодательстве Молдавской ССР (ч. 1 ст. 227 УК Молдавской ССР 1961г.). С 1961 по 1974 год в ч. 2 ст. 218 УК РСФСР 1960г. максимальный срок наказания в виде лишения свободы за незаконные ношение, сбыт и изготовление холодного оружия составлял 1 год, а в значительной части других союзных республик указанный срок лишения свободы сохранялся до распада СССР. При этом в ряде стран СНГ указанный максимальный срок наказания сохранен, а в части стран наказание в виде лишения свободы за незаконные действия с холодным оружием отменено или они декриминализированы. В УК Кыргызстана 1997г. были установлены менее строгие наказания за незаконное изготовление холодного, метательного, газового и огнестрельного оружия, чем за иной их незаконный оборот, влекущий уголовную ответственность (ст. 241 и 242). При этом было декриминализировано только незаконное хранение холодного оружия, а наказания за незаконный оборот видов огнестрельного оружия, влекущий уголовную ответственность, не являющийся его незаконным изготовлением или ремонтом, усиливались постепенно. В УК Кыргызстана 2017г., вступившим в силу с 1 января 2019 года, установлены менее строгие наказания за незаконное изготовление холодного, метательного, газового и огнестрельного оружия (ст. 253 и 254), т.е. незаконное изготовление всех видов оружия, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность в любом случае влечет менее строгое наказание, чем незаконные приобретение, ношение, сбыт и иной их незаконный оборот, влекущий уголовную ответственность. Со времени вступления в силу УК Кыргызстана 1997г. и до исключения из него наказания в виде ареста в 2007 году наказание в виде лишения свободы было отменено за незаконное изготовление холодного оружия (ч. 4 ст. 242). С 2007 по 2018 год за данное деяние было установлено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года (ч. 4 ст. 242), а с 1 января 2019 года наказание в виде лишения свободы отменено за данное деяние в новом УК Кыргызстана 2017г. (ч. 1 ст. 254). Дополнительное наказание в виде конфискации оружия, отмененное в законодательстве СССР в 1959 году и в УК РСФСР 1960г. в 1961 году, предусматривалось в УК ряда союзных республик, но было отменено до принятия новых УК стран постсоветского пространства. Дополнительное наказание в виде штрафа за незаконный оборот огнестрельного и холодного оружия в законодательстве СССР и в УК РСФСР и других союзных республик не предусматривалось и было введено в РФ и части других стран постсоветского пространства только со времени вступления в силу их новых УК. При этом назначение штрафа в качестве дополнительного вида наказания запрещено в УК Армении с 2006 года и указанное дополнительное наказание исключено из всех норм Особенной части данного УК. В УК большинства стран постсоветского пространства дополнительное наказание в виде штрафа не предусмотрено за незаконное изготовление огнестрельного, холодного, метательного и (или) газового оружия и отменено во многих из них за любые незаконные действия с оружием. Уголовная ответственность за незаконный оборот холодного оружия отсутствовала в УК Эстонской ССР 1961г., а в УК Литовской ССР 1961г. (ст. 235) была предусмотрена уголовная ответственность только за незаконные ношение холодного оружия и его изготовление с целью сбыта. Таким образом, в Эстонской ССР незаконные действия с холодным оружием были полностью декриминализированы, а в Литовской ССР были декриминализированы его незаконные хранение, сбыт и изготовление без цели сбыта, учитывая действие на территориях Эстонской, Литовской и Латвийской ССР УК РСФСР 1926г. с 1940 по 1961 год. В других союзных республиках криминализировались и декриминализировались отдельные незаконные действия с холодным оружием. В частности, при принятии с 1959 по 1961гг. УК РСФСР 1960г., новых УК Белорусской, Украинской, Грузинской, Туркменской, Таджикской и Армянской ССР, а также УК Латвийской ССР, принятого впервые, было декриминализировано незаконное хранение холодного оружия, но в УК Латвийской, Армянской, Молдавской и Казахской ССР было криминализировано его незаконное приобретение. С 1974 по 1987гг. были декриминализированы незаконное приобретение холодного оружия в УК Армянской ССР и его незаконное хранение в УК Азербайджанской и Узбекской ССР. В КоАП Эстонской и Литовской ССР отсутствовала ответственность за незаконные действия с холодным оружием, поскольку в КоАП всех союзных республик первоначально устанавливалась ответственность только за определенные нарушения правил оборота огнестрельного оружия и незаконные действия с огнестрельным гладкоствольным охотничьим оружием, а ответственность за указанные действия с рядом других видов стрелкового или иного оружия либо со всеми видами оружия была введена в часть данных КоАП постепенно или вводилась при вступлении в силу новых КоАП части стран постсоветского пространства. При этом в СССР до 1984 года ответственность за административные правонарушения определялась различными законодательными актами (постановлениями и другими актами органов власти, а также соответствующими нормами УК РСФСР 1922 и 1926гг. и УК других союзных республик, в которых были приняты собственные УК (до 1960 и 1961гг.), законами СССР и союзных республик и другими законодательными актами (после 1960 и 1961гг.)), поскольку Основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях были приняты только в 1980 году, а КоАП союзных республик принимались в 1984 и 1985гг. До принятия новых УК во всех странах постсоветского пространства было декриминализировано незаконное хранение холодного оружия, в Казахстане было декриминализировано и незаконное приобретение холодного оружия, в Армении – незаконные сбыт и изготовление холодного оружия, а в Узбекистане, Молдове и Грузии незаконный оборот холодного оружия был полностью декриминализирован. Таким образом, в законодательстве Российской империи и СССР установление ответственности за незаконные действия с оружием долгое время было вопросом местного, а не общегосударственного значения, а с 1959г. законодательство союзных республик СССР об ответственности за незаконные действия с холодным оружием сильно различалось и достаточно часто изменялось, поэтому единых норм, устанавливающих ответственность и меры наказания за конкретные незаконные действия с холодным оружием на государственном уровне в Российской империи и СССР не существовало, что создавало условия для произвольного их установления властями на местах и влекло данные последствия в союзных республиках СССР, но такое распределение мер ответственности наказания делало прежнее законодательство более свободным по отношению к владельцам холодного оружия, которые имели возможность выбирать местности, расположенные в пределах территории государства, для удобного совершения действий с ним. В РФ установлена единая уголовная ответственность за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия, а установление уголовной ответственности на местном уровне противоречит положениям Конституции РФ (ст. 19 и п «м» и «о» ст. 71) и УК РФ (ст. 1), поэтому в РФ все лица лишены возможности совершения в каком-либо субъекте РФ указанных незаконных действий с холодным оружием без нарушения положений ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ. В настоящее время уголовная ответственность за незаконный оборот холодного оружия полностью отсутствует во многих странах мира (Эстонии, Латвии (В УК Латвии 1998г. незаконные действия с холодным оружием были отнесены к уголовным проступкам до их полной декриминализации в 2004г.), Польше, Чехии, Словакии, Молдове, Узбекистане, Монголии, Болгарии и др. В УК Грузии предусмотрена ответственность за ношение холодного оружия лицами, подвергнутыми повторно административному наказанию за незаконное ношение холодного оружия или подвергнутыми административному наказанию за употребление наркотиков, либо лицами, имевшими сдерживающие или охранные ордера (в период их действия), либо лицами, судимыми за умышленное совершение менее тяжкого преступления или за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 238.1 УК Грузии, действующая с 2006г.), за исключением случаев ношения холодного оружия, которое не влечет нарушения публичного порядка либо создает явную угрозу такого нарушения, лицами, имеющих при себе холодное оружие: в целях личной гигиены; осуществления своей профессиональной деятельности; охоты, рыбной ловли или (и) сбора растительных продуктов; осуществления сельскохозяйственной или (и) животноводческой деятельности; при ношении национальной одежды, частью которой является холодное оружие (кинжал, сабля и другое). Ношение холодного оружия подразумевает наличие обстоятельств, когда лицо имеет при себе – держит в руках, носит на теле или прячет в одежде холодное оружие (ст. 181.1 КоАП Грузии и ст. 238.1 УК Грузии). При этом ответственность за ношение холодного оружия по ст. 181.1 КоАП Грузии возможна только в случае его ношения в общественных местах (не подлежат административной ответственности лица, имеющие право на ношение короткоствольного огнестрельного оружия)). С 2019 года действие ст. 238.1 УК Грузии не распространяется на лиц, имевших сдерживающие или охранные ордера, если запрет на ношение холодного оружия ими предусматривался. В УК Армении предусмотрена ответственность только за незаконное ношение холодного оружия (ч. 4 ст. 235 УК РА)). В УК КНР предусмотрена ответственность только за ношение холодного оружия и ножей на собраниях и ношения холодного оружия на общественном транспорте, совершенного при особо отягчающих обстоятельствах (ст. 297 и 130 УК КНР)). В УК Кубы предусмотрена ответственность только за ношение и хранение ножей, бритв и других режущих, колющих или тупых инструментов, при обстоятельствах, дающих основания полагать, что данные предметы будут использованы при совершении преступления или антиобщественного действия (ст. 214 УК Кубы)). В законодательстве Финляндии предусмотрена ответственность только за ношение ножа или иного инструмента, способного причинить смерть, заключенным (нормы редакции УК Финляндии 1889г., действующей в настоящее время), и нарушения правил оборота, ножей, бит, холодного оружия и других подобных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, ответственность за которые предусмотрена отдельными законодательными актами (Акт Об охране общественного порядка 2003г. и Акт О холодном оружии 1977г.)). В законодательстве Франции и ряда других стран Европы ответственность наступает только за ношение ножей и других подобных предметов с незаконной целью или при отсутствии доказательств законной цели. В США ответственность наступает за оборот кастетов, нунчаков, тростей-шпаг и иного холодного оружия, запрещенного к обороту в США, а также нарушения, установленных законами отдельных штатов, правил ношения кинжалов и иного разрешенного холодного оружия)). В УК Вьетнама 2015 года предусмотрена административная преюдиция уголовной ответственности за незаконный оборот холодного оружия, включая его незаконные изготовление и использование (ст. 306), т.е. его незаконный оборот влечет уголовную ответственность только, если он совершен повторно после привлечения к административной ответственности за данное деяние. В УК Таджикистана с 2004 года отсутствует наказание в виде лишения свободы за незаконный оборот холодного оружия, при этом ответственность предусмотрена за незаконные приобретение, ношение, передачу и сбыт холодного оружия, совершенные повторно после привлечения к административной ответственности, и за незаконное изготовление холодного оружия (ч. 4 ст. 195 и 196 УК РТ). При этом в законодательстве Таджикистана за незаконные приобретение, ношение, передачу и сбыт холодного, метательного или газового оружия установлены административная и уголовная ответственность одновременно, поскольку за незаконные приобретение, ношение, передачу и сбыт холодного, метательного или газового оружия, совершенные повторно в течение года после привлечения к административной ответственности, установлена уголовная ответственность (ч. 4 ст. 195 УК РТ), но за приобретение, хранение, передачу другим лицам или продажу гражданами пневматического пистолета, гладкоствольного охотничьего и холодного оружия без разрешения уполномоченного органа, совершенные повторно в течение года после привлечения к административной ответственности, в ч. 2 ст. 492 КоАП Таджикистана установлена административная ответственность, а в ч. 3 ст. 492 установлена административная ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт или ношение газового оружия, кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия, в том числе метательного оружия. Критерии, отграничивающие административную ответственность за указанные деяния от уголовной, в КоАП и УК Таджикистана отсутствуют. Подобное нечеткое распределение мер административной и уголовной ответственности за незаконные действия с холодным оружием предусмотрено в УК и КоАП Украины, поскольку в ч. 2 ст. 263 УК Украины предусмотрена ответственность за ношение, сбыт, изготовление или ремонт холодного оружия без предусмотренного законом разрешения, а в ст. 190 КоАП Украины предусмотрена ответственность за приобретение, хранение, передачу или продажу огнестрельного охотничьего или холодного оружия, а также пневматического оружия, имеющего калибр более 4,5 мм и скорость полета пули более 100 метров в секунду, без разрешения органов внутренних дел. При этом ответственность по ст. 190 КоАП Украины наступает за совершение данных деяний как впервые, так и повторно, но никаких критериев отграничения административной ответственности за продажу холодного оружия без разрешения от уголовной ответственности за его сбыт без разрешения в УК и КоАП Украины не предусмотрено. Таким образом, действия с оружием, совершенные без разрешения уполномоченных органов, влекущие как административную, так и уголовную ответственность по нормам КоАП и УК Таджикистана, отнесены к административным правонарушениям и при повторном их совершении, а незаконные приобретение, ношение, передача или сбыт холодного, метательного или газового оружия, не подлежащего регистрации в уполномоченных органах, или запрещенного к обороту законом Таджикистана об оружии, могут влечь административную ответственность, если они совершены повторно. Продажа холодного оружия без разрешения органов внутренних дел влечет административную ответственность по ст. 190 КоАП Украины, а иной его сбыт без разрешения указанных органов либо продажа холодного оружия, не подлежащего регистрации в органах внутренних дел, или запрещенного к обороту законодательством Украины об обороте оружия, без предусмотренного законом разрешения, влечет уголовную ответственность, учитывая отсутствие четких критериев, отграничивающих административную ответственность за продажу холодного оружия без разрешения органов внутренних дел от уголовной ответственности за его сбыт без предусмотренного законом разрешения. При этом ответственность наступает именно за действия с оружием, совершенные без предусмотренного законом разрешения, что затрудняет привлечение к ответственности за незаконные действия с оружием, на совершение которых получение разрешения не требуется, или за действия с запрещенным к обороту оружием. Наибольшие затруднения вызывает отсутствие на Украине закона об оружии и регулирование его оборота только иными нормативно-правовыми актами. Основным критерием отличия преступления от иного правонарушения в законодательстве РФ, большинства стран постсоветского пространства и ряда других стран мира является общественная опасность деяния, поэтому административная ответственность за незаконные действия с оружием по нормам КоАП Таджикистана и Украины должна наступать в случае их признания малозначительными деяниями, но четкие критерии общественной опасности в нормах УК и КоАП указанных стран не предусмотрены, а административная ответственность установлена только за совершение части данных деяний, предусмотренных нормами УК Таджикистана и Украины. Поэтому в таких случаях ответственность за незаконные действия с оружием распределена не по степени их опасности и отсутствия или наличия тяжких последствий, а по формальным признакам их отличия друг от друга, не свидетельствующим о различии степени их опасности, что противоречит понятию общественной опасности и нормам как конституций и законодательных актов соответствующих государств, так и общепризнанным принципам и нормам международного права во взаимосвязи с общими нормами права, являющимися основой для конструирования правовых норм всех видов правовых актов. В УК Казахстана 2014г. незаконные ношение, сбыт и изготовление холодного оружия являются уголовными проступками (ч. 1 ст. 287 и ч. 4 ст. 288 УК РК), которые влекут уголовную ответственность, но не влекут судимости, при этом применение ареста за уголовные проступки ко всем лицам, которым он может быть назначен, будет возможно только с 2022 года (Согласно ст. 467 УК РК, в которую вносились изменения в 2017 – 2019 годах, действие ст. 45 о наказании в виде ареста приостановлено до 1 января 2022 года, при этом установлено, что ее положения применяются в отношении военнослужащих и в случаях, предусмотренных пунктом 1) части шестой статьи 41, пунктом 1) части пятой статьи 42 и пунктом 1) части 2-1 статьи 43 УК РК (при неуплате штрафа осужденным за совершение уголовного проступка, возникновении обстоятельств, препятствующих отбыванию исправительных работ трудоспособным осужденным за совершение уголовного проступка, и уклонении от общественных работ осужденным за совершение уголовного проступка), с 1 января 2017 года, а в отношении лиц, к которым в качестве дополнительного вида наказания назначено выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, - с 1 января 2019 года). С 2018 года максимальный срок ареста сокращен с 90 до 50 суток, согласно ч. 1 ст. 45 УК РК. При этом арест не назначается несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидам первой или второй группы (ч. 3 ст. 45). Таким образом, в УК Казахстана все незаконные действия с холодным оружием исключены из перечня преступлений, но его ношение, сбыт и изготовление сохранены в УК в качестве промежуточных между административным правонарушением и преступлением деяний – уголовных проступков. Ответственность за незаконные действия с холодным оружием отсутствует и в КоАП части стран постсоветского пространства (Армении, Узбекистана и др.). Таким образом, в большинстве стран мира ограничения и меры ответственности предусматриваются применительно к случаям нарушения правил ношения холодного оружия и любых предметов, которые могут быть применены в качестве оружия, либо меры уголовной или иной ответственности отсутствуют полностью, что свидетельствует об отсутствии той степени значимость для общества и государства проблемы оборота холодного оружия и ответственности за нарушение его правил, которая указывает на необходимость введения ограничений на оборот холодного оружия и ответственности за их нарушение, тем более, установления именно уголовной ответственности и долгое поддержание таких мер, и на риски привлечения к ответственности и иных ограничений прав лиц, не совершивших никаких противоправных деяний с применением холодного оружия и не имевших умысла на их совершение, при отсутствии реальных ограничений для лиц, совершающих насильственные преступления, которые могут использовать любые виды оружия или бытовые предметы и их части, которыми может быть причинены вред здоровью или смерть человеку, либо применять насилие без использования каких-либо предметов. Уголовное дело, по которому было вынесено Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N 18-П, было передано в Пресненский районный суд г. Москвы на новое судебное рассмотрение, согласно Постановлению Президиума Верховного Суда РФ от 05.11.2014 N 109-П14 «О возобновлении производства по уголовному делу о незаконном сбыте холодного оружия в связи с выявленной Конституционным Судом РФ правовой неопределенностью регулирования оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность», при этом постановление о прекращении данного уголовного дела с оправданием осужденного лица было вынесено только 16 марта 2015 года и не опубликовано до настоящего времени. Отсутствие публикации данного решения, позднее его вынесение и направление данного уголовного дела на новое рассмотрение при декриминализации незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность, и признании Конституционным Судом РФ факта отсутствия ограничений на сбыт и иной оборот антикварного холодного оружия до 2012 года, а также на оборот холодного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, свидетельствуют о необходимости внесения изменений в УК РФ и ФЗ Об оружии, уточняющих критерии признания конкретного предмета оружием и правила оборота антикварного и иного оружия, имеющего культурную ценность, в отношении которого отсутствует экспертное заключение о его культурной ценности, а также декриминализирующих незаконный оборот холодного оружия и всех видов оружия, имеющего культурную ценность, для соблюдения законных прав владельцев данных предметов. Вышеизложенное свидетельствует о необходимости декриминализации незаконных сбыта и изготовления холодного оружия в целях соблюдения положений Конституции РФ, экономии мер уголовной репрессии и упорядочивания правовых норм.
Существует необходимость введения в ст. 222 - 223.1 УК РФ и в ст. 20.10 КоАП РФ определений всех видов оружия, боеприпасов и других подобных предметов, содержащих их минимальные критерии, указанные в Криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию или в ФЗ Об оружии, а также определений всех незаконных действий с оружием и другими предметами, указанных в ст. 222 – 223.1 УК РФ, учитывая введение определений огнестрельного оружия и ряда других определений в ст. 222 – 223.1 УК РФ и отсутствие определений всех видов оружия и других подобных предметов в ст. 20.10 КоАП РФ, а также отсутствие в ФЗ Об оружии подробных определений части видов оружия, минимальных критериев оружия и других предметов, как указанных, так и не указанных в ст. 222 – 223.1 УК РФ (минимальные характеристики холодного, огнестрельного и ряда других видов оружия предусмотрены Криминалистическими требованиями и экспертными методиками, а минимальные характеристики луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию, включены в ФЗ Об оружии только в отношении охотничьих луков и арбалетов с 2020 года), и определений незаконных действий с ними (сбыта, приобретения, хранения, ношения, перевозки и др.), а также сложности правильного применения положений ст. 222 – 226.1 УК РФ, вызванных отсутствием четких определений предметов и незаконных действий с ними. Определения незаконного сбыта идругих незаконных действий с оружием и другими подобными предметами отсутствуют в ФЗ Об оружии, УК КоАП и ином законодательстве РФ. При этом они предусмотрены Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" и ряд из них были изменены в 2019 году, но акты Верховного Суда РФ не имеют силы закона и не могут противоречить ему. Многие данные определения противоречат нормам УК, ГК и КоАП и иного законодательства РФ, а также грамматике русского языка и здравому смыслу (в особенности, определения сбыта как любого безвозвратного отчуждения имущества, а не только его продажи, если следовать определению словаря русского языка Ожегова, и приобретения, под которым в данном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ понималось приобретение имущества в собственность, а с 2019 года понимается любое завладение оружием и другими подобными предметами, включая временное). Поэтому необходимо введение в УК и КоАП РФ, а также в ФЗ Об оружии четких определений незаконных и законных действий с оружием и другими подобными предметами. При введении определений различных видов оружия и других подобных предметов, необходимо указать в них минимальные критерии отнесения предметов к конкретным видам оружия и другим предметам и определить указанные критерии в отношении всех видов оружия, патронов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. При введении определенийнезаконных действий с оружием и другими предметами, необходимо ввести их четкие определения и решить вопрос об отнесении незаконным действий с данными предметами, находящимися в свободном для многих или всех лиц обороте, совершенными лицом, похитившим их или присвоившим их как найденное либо приобретенное у похитителя имущество, а также действий, совершенных любыми лицами с указанными предметами, являющимися вещественными доказательствами по уголовным и иным делам, рассмотрение которых не окончено, либо если они подлежат конфискации или иному законному изъятию у владельца или иного лица, либо если они являются орудиями преступления, принадлежащими обвиняемому, которые подлежат конфискации в соответствии с ст. 81 УПК РФ. Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, борьбе с коррупцией и упорядочиванию правовых норм.
Существует необходимость исключения из законопроекта № 1042767-7 уголовной ответственности за незаконные приобретение и ношение холодного, метательного, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, декриминализации незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность, и незаконных сбыта и изготовления газового оружия, приобретаемого без лицензии, а также решения вопроса о полной декриминализации незаконного оборота видов оружия, указанного в ч. 7 ст. 222 УК РФ, поскольку данные деяния не представляют общественной опасности, нечетко и нелогично распределены как незаконные действия с данными видами оружия, отнесенные к преступлениям, и декриминализированы в УК РФ и УК целого ряда других стран постсоветского пространства.При этом незаконное приобретение холодного оружия декриминализировано в УК многих стран постсоветского пространства, в которых за него устанавливалась уголовная ответственность, и никогда не являлось преступлением в УК целого ряда стран постсоветского пространства (Белоруссии, Украины, Эстонии и др.), а незаконные приобретение, ношение или иной оборот газового оружия не являются преступлением в УК многих стран постсоветского пространства (Украины, Молдовы, Грузии, Эстонии и др.).Незаконное хранение холодного оружия декриминализировано в УК всех стран постсоветского пространства.Незаконное хранение метательного оружия не является преступлением в УК всех стран постсоветского пространства, в которых оно декриминализировано или не криминализировано.Незаконное хранение газового оружия не являлось и не является преступлением в УК всех стран постсоветского пространства.Это означает признание незаконного хранения холодного, метательного и газового оружия деянием, не представляющим общественной опасности.Законопроектом не предусматривается и введение исключения уголовной ответственности за незаконный сбыт и иной незаконный оборот холодного оружия, имеющего культурную ценность, что противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 № 18-П, которым уголовная ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, признана противоречащей Конституции РФ, что требует внесения соответствующих изменений в ч. 4 ст. 222 УК РФ и исключает ее применение к случаям незаконного сбыта такого холодного оружия.Увеличение в ч. 7 ст. 222 УК РФ срока наиболее строгого наказания в виде лишения свободы с двух до четырех лет с необязательным дополнительным наказанием в виде штрафа, максимальные размеры которого непропорционально велики для их назначения за незаконный оборот оружия, не повлекший тяжких последствий, и длительных сроков менее строгих альтернативных видов наказаний необоснованно, нелогично и не может соответствовать положениям Конституции РФ, учитывая излишнюю строгость данных наказаний в случаях отсутствия совокупности незаконного сбыта или иного оборота оружия и насильственных преступлений с его применением или тяжких последствий незаконного оборота оружия.Поэтому необходимо смягчение наказаний в ч. 7 ст. 222 и установление различных по строгости наказаний за общественно опасный незаконный оборот видов оружия, различающихся по степени опасности, или декриминализация их незаконного оборота. Внесение аналогичных изменений требуется в ч. 4 ст. 223 УК РФ и в отношении различных видов огнестрельного оружия – в другие части ст. 222 и 223 УК РФ.Учитывая вышеизложенное, необходимо исключение из данного законопроекта уголовной ответственности за незаконные приобретение и ношение холодного, метательного, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, но более правильным решением является полная декриминализация незаконного оборота данных видов оружия.В случае принятия данного законопроекта, криминализирующего незаконные приобретение и ношение холодного оружия и других видов оружия, указанных в ч. 7 ст. 222 УК РФ, необходимо его отклонение Президентом РФ или его направление Президентом РФ в Конституционный Суд РФ для решения вопроса о его соответствии Конституции РФ, учитывая положения действующей Конституции РФ и повышенную строгость уголовной ответственности, при которой недопустима произвольная криминализация деяний, не учитывающая степень их опасности.Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, экономии мер уголовной репрессии, противодействию коррупции, упорядочиванию правовых норм и формированию РФ как демократического и правового государства.
Существует необходимость декриминализации в УК РФ и Модельном УК СНГ незаконного оборота холодного оружия, броскового метательного оружия (метаемого холодного оружия) и гражданского газового оружия (ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ и ч. 3 ст. 194 и ч. 4 ст. 195 УК СНГ), а также решения вопроса о полной декриминализации незаконного оборота всех видов газового и метательного оружия, поскольку данные деяния не представляют общественной опасности, нечетко и нелогично распределены как незаконные действия с данными видами оружия, отнесенные к преступлениям, и декриминализированы в УК РФ и УК целого ряда других стран СНГ.При этом незаконное приобретение холодного оружия декриминализировано в УК многих стран СНГ, в которых за него устанавливалась уголовная ответственность, и никогда не являлось преступлением в УК целого ряда стран СНГ, а незаконные приобретение, ношение или иной оборот газового оружия не являются преступлением в УК многих стран СНГ.За незаконные приобретение, ношение или иной оборот метательного оружия в УК целого ряда стран СНГ предусмотрена ответственность как за незаконный оборот холодного оружия и в большей части данных стран оно законодательно отнесено к холодному оружию, но в УК ряда других стран СНГ уголовную ответственность влечет только его незаконное изготовление или его незаконный оборот декриминализирован либо не криминализирован.Незаконные приобретение и ношение холодного, метательного и газового оружия не представляют общественной опасности, поскольку холодное оружие не обладает большей поражающей способностью и, следовательно, не представляет большей степени опасности, нежели распространенные в быту предметы, т.к. оно может быть ими заменено при совершении насильственных преступлений или самообороне.Газовое оружие не предназначено для причинения смерти человеку и может быть заменено другими устройствами, содержащими раздражающие вещества, используемые в быту, а часть газовых устройств законодательство относит не к оружию, а к бытовым средствам самообороны против животных или к спецсредствам МВД и других силовых структур.Метательное оружие не представляет большей степени опасности, нежели пневматическое оружие, незаконный оборот которого не влечет уголовной ответственности по УК СНГ, УК РФ и УК большинства других стран СНГ, но которое является более опасным, нежели холодное и газовое оружие и может быть внешне сходно с боевым огнестрельным оружием, в отличие от большинства устройств, отнесенных законодательством к метательному оружию, и может иметь как нарезной ствол, так и магазины большой емкости, а также возможность ведения стрельбы очередями, а холодное, метательное и газовое оружие представляют меньшую степень опасности, нежели наиболее опасные виды сигнального оружия и электрошоковых устройств, незаконный оборот которых не влечет уголовной ответственности по УК СНГ, УК РФ и УК всех стран СНГ.Уголовная ответственность за незаконные действия с холодным, метательным и газовым оружием в Модельном УК СНГ распределена нечетко и нелогично, поскольку незаконные приобретение, ношение, сбыт и изготовление предмета могут представлять общественную опасность только, если ее представляют его незаконные хранение, перевозка и передача, а если указанные действия не представляют общественной опасности, то ее не могут представлять его незаконные приобретение, ношение, сбыт и изготовление.При этом незаконные приобретение и сбыт предмета намного сложнее доказать, чем его незаконное хранение, и указанные деяния, совершенные в отношении холодного, газового и метательного оружия имеют срок давности (два года), а лицо, совершившее насильственное преступление, может применить оружие при его незаконном хранении или перевозке, либо при его законном обороте, либо применить оружие, незаконный оборот которого не влечет уголовной ответственности, или предмет, не отнесенный к оружию.Таким образом, данная уголовная ответственность не защищает людей от совершения в отношении их вооруженных преступлений и влечет излишние репрессивные меры в отношении лиц, совершивших незаконные приобретение, ношение, сбыт или изготовление холодного газового и метательного оружия без преступной цели, и формальное их отнесение к преступникам.Учитывая вышеизложенное, необходима декриминализация в УК РФ и Модельном УК СНГ незаконного оборота холодного, метательного и газового оружия.Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению прав человека, закрепленных в положениях конституций и международных договоров РФ и других стран СНГ и общих принципов права, экономии мер уголовной репрессии, усилению противодействия коррупции и упорядочиванию правовых норм законодательства СНГ, РФ и других стран СНГ, а также окажет положительное влияние на уголовное законодательство РФ и других стран СНГ, криминализировавших или планирующих криминализировать незаконные действия с холодным, газовым и метательным оружием, либо усиливающих наказания за незаконные действия с ними.
Существует необходимость указания в ч. 7 ст. 222 УК РФ, введенной в УК РФ ФЗ от 1 июля 2021г. № 281-ФЗ, исключения уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, поскольку незаконный сбыт указанного холодного оружия был декриминализирован Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П, которым ч.4 ст.222 УК РФ признана частично не соответствующей Конституции РФ и утратила силу в части ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность. При этом с 11 июля 2021 года ответственность за незаконный сбыт холодного оружия предусматривается в ч. 7 ст. 222 УК РФ, в которой также не содержится исключения ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность. В ч. 7 ст.222 РФ усилено наказание за незаконный сбыт холодного и других указанных в ней видов оружия - срок лишения свободы увеличен до 4 лет.ФЗ от 1 июля 2021г. № 281-ФЗ не учитываются положения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. № 18-П, которым декриминализирован незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, и установлена обязанность федерального законодателя внести в ч. 4 ст. 222 УК РФ изменения, исключающие уголовную ответственность за его незаконный сбыт, которая не исполнена до настоящего времени и не может быть проигнорирована, поскольку уголовная ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, признана противоречащей Конституции РФ, а Постановление Конституционного Суда РФ подлежит применению до внесения изменений норм, признанную частично или полностью несоответствующей Конституции РФ.Указание уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия в ч. 7 ст. 222 УК РФ не может отменить данное Постановление Конституционного Суда РФ или его отдельные положения, поскольку неконституционным признано само наличие уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, и приравнивание его по наказаниям к незаконному сбыту современного холодного и многих других видов оружия, поэтому оно сохраняет силу и требуется исключение уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, из ч. 7 ст. 222 УК РФ путем принятия отдельного федерального закона.Увеличение срока лишения свободы за незаконный сбыт холодного оружия до 4 лет повлечет необоснованное введение широких полномочий на задержание, заключение под стражу и реальное лишение свободы совершеннолетних и несовершеннолетних лиц, его совершивших, независимо от количества случаев его совершения, поскольку задержание по подозрению в совершении преступления, согласно ст. 91 УПК РФ, может быть применено лишь к подозреваемому в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, и одним из оснований его применения является наличие права на применение к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу, что ограничивает его применение к совершеннолетним лицам только по делам о преступлениях, за которые предусмотрено лишение свободы на срок не более 3 лет, и для несовершеннолетних – по делам о преступлениях средней тяжести, запрещая его применение к несовершеннолетним по делам обо всех преступлениях небольшой тяжести (обо всех преступлениях, за которые предусмотрено лишение свободы на срок не более 3 лет). Выявление оснований, исключающих применение меры пресечения в виде заключения под стражу, в процессе применения задержания влечет освобождение лица при любом сроке, прошедшем с момента фактического задержания.При этом заключение под стражу по таким делам возможно при невозможности применения более мягкой меры пресечения, т.к. максимальный срок лишения свободы составляет более 3 лет, а право на применение заключения под стражу дает возможность применения других строгих мер пресечения – домашнего ареста и залога. При этом по любым уголовным делам возможно применение меры пресечения в виде запрета совершения определенных действий, ограничивающей многие права человека и гражданина, но заключение под стражу лиц, уклоняющихся от данной меры пресечения, или применение к ним мер пресечения в виде залога или домашнего ареста, возможно именно по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы, если лицо является совершеннолетним, и по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более 3 лет, если оно является несовершеннолетним.Назначение наказания в виде лишения свободы не запрещено за любые преступления средней тяжести, совершенные впервые любыми совершеннолетними лицами и несовершеннолетними лицами, достигшими возраста 16 лет, поэтому отнесение незаконного сбыта холодного оружия к преступлениям средней тяжести повлечет введение права на назначение лишения свободы на срок от 2 месяцев до 4 лет любым лицам, подлежащим уголовной ответственности за его совершение.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]