Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В связи с Вашим с обращением к гражданам России и Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации к Вам обращается Ветеран труда, Персональный пенсионер Российской Федерации, Заслуженный лесовод России, Член-корреспондент Академии естественных наук РА, начальник Главного экономического управления бывшего Гослесхоза СССР (стаж работы по специальности 58 лет).
Меня очень волнует судьба отрасли «Лесное хозяйство». В новом Лесном кодексе (2007), который является для отрасли основным экономическим законом, имеется много недостатков.
Не раскрыта сущность Лесного дохода – основного экономического показателя отрасли.
Не определены источники финансирования бюджетных работ.
Нет методических указаний по расчёту цен на древесину, отпускаемую на корню и другую лесную продукцию.
Не установлен экономический показатель объёма выполняемых бюджетных работ, что не даёт возможности объективно планировать финансирование и управлять хозяйством.
Нарушена вертикаль управления отраслью на районном уровне.
Большие недостатки в организации заработной платы. Уровень её в низовом звене значительно ниже, чем в смежных отраслях. Большая часть выплат не привязана к качественным показателям ведения хозяйства, охране лесов от пожаров, вредителей и болезней.
Не проводится должной работы на местах по дифференцированному управлению хозяйством в зависимости от природных и экономических условий лесорастительных зон и районов.
Правительство говорит о необходимой помощи бюджетным организациям, но, к сожалению, лесное хозяйство в этом перечне «бюджетников» не упоминается.
Многие лесохозяйственные работы в отрасли не дают лесного дохода, но некоторые из них, весьма важные, из-за отсутствия финансирования, прекращены или проводятся в совершенно недостаточных объёмах и при низком качестве (по лесовосстановлению, по проведению рубок ухода за лесом, по мелиорации лесов, по строительству противопожарных дорог и др.).
Многие годы основными источниками финансирования были: государство – 70%, доходы лесхозов – 20% и субъекты РФ - 10%. Однако, Минфин в 1995 г. снизил финансирование централизованных источников, в результате чего их доля снизилась до 20 – 15%, а по отдельным субъектам РФ ещё ниже.
При выполнении рубок ухода за лесом исполнители, нередко в погоне за прибылью, вместо фаутных древостоев вырубают деловые, в нарушение лесоводственных требований. Инвентаризация лесов показывает, что в лесном фонде из-за чрезмерного «увлечения» рубками ухода за лесом, запасы спелых хвойных насаждений изрежены рубками и запасы их на гектар ниже, чем подрастающих (приспевающих) насаждений (Калужская, Смоленская, Костромская и др. области). Это парадокс. Он говорит о недостатках ведения хозяйства - Рубим сук, на котором сидим!
Ещё один парадокс - заготовленную при рубках ухода за лесом древесину продаём в основном без переработки, которая повсеместно запрещена Лесным кодексом, а это снижает её стоимость, в убыток лесному хозяйству.
В связи с огромной площадью лесов (1,2 млрд. га), большим разнообразием лесорастительных и экономических условий и проводимой перестройкой хозяйственного механизма в стране следует ещё раз вернуться к уточнению структуры управления лесом на районном уровне. Может быть, это будет районное лесничество? Или вернуться к «лесхозу»? Надо уточнить функции управления низового звена применительно к различным лесорастительным зонам и районам, определить оптимальные размеры этих подразделений, их количество, структуру, численность аппарата.
Для отдельных работников лесного хозяйства ввести категорию «Госслужащий». Утвердить в Правительстве Методику расчета фонда заработной платы.
В каждой лесорастительной зоне установить основные направления ведения хозяйства, критерии качества хозяйствования, показатели, условия и размеры стимулирования и депремирования.
Уровень зарплаты устанавливать от зависимости объёма выполняемых работ и сохранённой от пожаров площади лесного фонда за определённый период (3-5-10 лет).
При лесоустройстве определять оценочный показатель ведения лесного хозяйства за рассматриваемый период.
Как Вы отмечаете, Дмитрий Анатольевич, в Письме к гражданам России, наша страна по территории самая большая в мире.
Большая часть её находится под лесом. Ведь это каждый 5-й гектар лесов Мира. Многие десятилетия идёт спор между Министерствами Лесной промышленностью и Сельского хозяйства за право считать лесное хозяйство своей дополнительной отраслью. В этих условиях объективно появляются вопросы:
Почему в Государстве при таких огромных размерах лесов нет самостоятельной отрасли «Лесное хозяйство»?
Почему нет призыва - лучше использовать каждый гектар земли, каждый гектар лесной площади? Почему нет строго спроса с руководителей, когда в многолесных районах в результате концентрированной сплошной рубки леса образуются необозримые глазом огромные болота, покрытые травой выше роста человека, а в малолесных районах - мелеют реки, появляются пустыри и безлесные пространства?
Для контроля организовать публикацию в интернете ежегодные экономические показатели лесного хозяйства по субъектам РФ по секторам: использование земель лесного фонда, бюджетные затраты на лесное хозяйство, финансирование, лесной доход, заработная плата с комментариями. Подобный экономический весик по инициативе автора был подготовлен ФГУП «Рослесинфорг» в 2004 г.
Особое внимание следовало бы уделить пригородным лесам вокруг столицы нашей Родины, крупных городов. Несмотря на ликвидацию лесопарковых хозяйств в этих лесах в Московской, Ленинградской и некоторых других областях считаю необходимым их восстановить, составить проекты обустройства лесов, организовать дорожное строительство, очистку водоёмов и мест отдыха трудящихся от выбросов и отходов, обеспечить за счёт городов дополнительное финансирование, привлечь для выполнения этих работ предпринимателей на основе малого бизнеса.
Проблему решения этих и других вопросов в стране лучше выделить в самостоятельное направление государственной деятельности. Создать специальную комиссию «По совершенствованию управления лесным хозяйством» с участием специалистов от Правительства, субъектов РФ, науки, передовых хозяйств из различных лесорастительных и экономических зон и районов, лесоустройства, заинтересованных ведомств. Поручить Комиссии в первой половине 2010 г. детально рассмотреть поставленные в записке вопросы, правомерность их постановки, дополнить, проверить состояние дел на местах и подготовить необходимые предложения для рассмотрения в Правительстве.
Со своей стороны я готов принять участие в указанной работе.
Примечание: Это обращение является вторым, доработанным и дополненным документом в связи с появившейся информацией в прессе о снижении площади лесов в некоторых субъектах РФ. Первое обращение было направлено 08.12.2009 Председателю Правительства Российской Федерации господину Путину В.В. по электронной почте president@kremlin.ru. Его можно не учитывать.
Георгий Митрофанович Киселёв, 111396, г. Москва, ул. А. Дикого, д. 20, кв. 65, тел.: 301-33-62, моб.: 8-903-559-20-33
09.01.2010
|