Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Хотелось бы верить, что мое письмо не останется без внимания. Пишет Вам человек, у которого есть понимание того, куда катится наше с/х производство, переработка и связанные с ними отрасли. Пишу вам, т. к. финансовый кризис начал плавно перетекать в эти отрасли и начинает появляться ощущение чего-то очень страшного. Это не паника, есть серьезные предпосылки. Вкратце о себе: Мне 29 лет. За время студенчества трижды побывал на с/х работах в Великобритании общей продолжительностью 1,5 года и 1 раз в США. Два года назад прошел президентскую программу переподготовки кадров с 2-х недельной стажировкой в Японии. 1) Мой отец - "Заслуженный работник с/х", поэтому что такое село я знаю очень хорошо; 2) на протяжении 5 лет я работаю Гл. экономистом на сырзаводе, который находится в нацпроекте. Сложности переработки знаю наизусть; 3) на протяжении 4 лет возглавляю компанию по оптовой торговле мясо-молочной продукцией (за 4 года выросли в 15 раз!!!) 4) на протяжении 3 лет осуществляю деятельность как индивидуальный предприниматель в системе розничной торговли мясо-молочными продуктами (сеть магазинов). Как видите, я один из немногих, кто имеет колоссальный опыт работы не в отдельном звене, а в целой цепи смежных отраслей. Конечно же наша страна не Европа, где считается нормальным, когда производство работает 24 часа в сутки, не Америка, где можно одновременно работать на 4-х работах. Да, мы ленивая медлительная Россия, но в нашем обществе есть существенная доля людей, которые заслуживают хорошей жизни, которые могут и хотят качественно трудиться за вменяемые доходы. Надеюсь, вас не оскорбят мои комментарии всего происходящего в стране. Поверьте в них нет никакой предвзятости. Более того, я не состою ни в одной из партий, я сам по себе - гражданин РФ. Вопросы, которые мне не дают покоя: 1) Выборы главы города обходятся кандидату в 30-50 млн. руб. Зарплата за последующие 4 года не перекроет таких вложений. Значит, по закону рынка, инвестор ожидает большую отдачу, чем вложения за счет воровства. Мы выбираем глав, заведомо зная, что они будут воровать. Люди платят деньги за возможность распределять денежные ресурсы и опускать "шлагбаум" в узких местах. Это не тот контингент, который нужен на такие должности. Может лучше назначать? 2) 2-3-кратные приписки в селе существенно искажают картину уровня с/х. Село уже лежит. Более того, дальше будет не просто хуже, а очень плохо. На развитие села государство выделило безумные средства, предполагая, что через 2-3 года некоторые дорогостоящие проекты дадут существенный прирост производства. Однако, те, кто действительно мог в земле зарабатывать (как мой отец) не попали в программы развития, т. к. они умеют работать без выходных и отпусков, а вот по кабинетам бегать и задницу чиновникам лизать не умеют. Это прерогатива жуликов и проходимцев, которые пришли в село из города за быстрыми бюджетными деньгами. Они деньги получили, до 40 % "отстегнули" и теперь не всегда могут даже % банку за кредит покрыть. А что с ними будет, когда начнет гаситься по графику тело кредита? Деньги в селе надо давать не бегунам, а профессионалам. Их в каждом районе области 1-3 человека, которых все знают и уважают. И не надо давать много. Главное- эффективно осваивать денежные ресурсы, а не абы как в землю закопать, лишь бы быстрее избавиться. 3) Кроме денег на селе есть еще одна очень острая проблема (может даже определяющая) - люди. Их просто нет. Нужно срочно запускать комплекс мероприятий по оттоку населения из городов в Районные центры. В них еще сохранились школы, больницы, детские сады, есть асфальт и магазины. От райцентра до любого хозяйства 10-30 км. Нужна программа жилья для с/х работников и программа наделения с/х предприятий пассажирскими микроавтобусами. Из забитых райцентров можно сделать аккуратные города с развитой малоэтажной застройкой. Будут люди, будет выбор у предприятий. Только так можно формировать бригады профессионалов. (У моего отца доярки по 7 раз кодированные. При кодировке им говорят: "Месяц держитесь, кодировка (800 руб) за счет хозяйства. Не выдерживают). В таких условиях даже за больщие деньги эффективным село не станет. Отсутствие людей вынуждает производителей отказаться от возделывания трудоемких культур (корнеплодов, плодов, ягод). Как следствие - отсутствие севооборота и уничтожение плодородия почвы. На наших землях (Смоленщина) уже 20 лет растет только трава и зерно. По многим показателям плодородия мы откатились на уровень 19 века. Огромные площади зарастают беспорядочно кустарником и лесом. Как потом назад в пашню превращать будем? Культурной древесины из этого бурьяна не получится. 4) Почему леса только пилим? Садить деревья будут наши дети? Какие программы есть по воспроизводству леса? Я считаю, что весь наш земельный фонд должен учитываться как положено. Недопустимо выпадение земель из категории пашни хотя бы из уважения к нашим прадедам, которые топорами и деревянными плугами отвоевывали землю у лесов. Если у вас нет интереса к земле, законсервируйте ее для потомков (за счет федеральных средств фермер просто вспашет поле 1 раз в год и деревья не наберут силу), не превращайте ее в помойку!!! 5) на селе нужно внедрять фьючерсные контракты между производством и переработкой с количеством сырья и ценой. Только тогда селяне начнут страховать свой урожай, когда за невыполнение объема будут штрафы. С другой стороны не будет ситуаций, как 3 года назад: 2007 год: зерно 8 руб. (хлеб вырос безумно, даже привлекали ФАС); 2008 год: зерно 2,5 руб (хлеб не упал ни на копейку). Если бы были фьючерсные контракты, то такого большого перепроизводства зерна, как в 2008 году не было бы. Селяне заложили бы на 25 -30 % больше нормы и все. А так, недопроизводство в 2007 году и высокие цены на зерно побудили засевать зерном все, что можно. В результате получили много зерна с себестоимостью 4 руб. и избыток предложения, сопряженное со снижением цены до 2,5 руб. Селяне не знают что и сколько им сеять и кто это купит!!! Программ нет. Нужно в каждом регионе создавать ассоциации с/х производителей, которые бы представляли интересы всех хозяйств региона в масштабах страны. В Японии так работают фермеры (делают отчисления в ассоциацию, а последние продвигают их товар в том числе при помощи выставок, рекламы в СМИ, поставок по тендерам и т. д.) 5) переработка нуждается в сырье! Страдаем и количественно и качественно. 2/3 молока сырья, поступающего из хозяйств не соответствует новому Техрегламенту. По закону принимать нельзя и продукцию вырабатывать тоже. Вопрос: КАК БЫТЬ? Если закон отфильтровывает 75 % сырья, то как он может быть рабочим? 6) Тем, что в России 5 лет назад с/х предприятия перевели на единый с/х налог, бюджет стал получать вдвое больше налогов, а все, что связано с селом начало чахнуть. Посудите сами: селяне производили зерно, молоко, мясо. При реализации должны были платить НДС 10%. Для того, чтобы это все произвести, тратился ГСМ, электроэнергия, удобрения, запчасти, материалы, покупались основные средства и оборудование с НДС 18% (к возмещению). В результате НДС к уплате был суммой символической. Однако переработка получала сырье с НДС 10 %. При переработке добавлялись материалов, энергии, ГАЗ, ГСМ, услуги связи с НДС 18%. Полученный продукт переработчик продавал на рынок и уплачивал НДС все в тех же символических размерах. Теперь же село платит 6 % от выручки и продает сырье без НДС. Кроме того, при покупке техники НДС 18 % уже не возмещается (а это иногда исчисляется миллионами), а оседает в гос. кармане. Переработка уплачивает 10% НДС от своей реализации, имея к возмещению не более 2-3 % за счет материалов. На фоне того, что в других странах (в т. ч. и бывшего СССР) система налогообложения другая, наш конечный продукт переработки стал неконкурентоспособным за счет налогового бремени. Предприятия превратились в убыточные (сумма НДС к уплате в среднем перерабатывающем предприятии увеличилась на 5-7 миллионов). Убытки начали перекрывать кредитами. А далее еще большие убытки за счет налогов и добавившихся процентов. В результате до 50 % ВВП предприятий составляют убытки, покрытые кредитами (платными). Еще несколько лет и этот мыльный пузырь лопнет. Более слабые предприятия уже начали взрываться. Те, что покрепче еще 2-3 года проживут, и тоже рухнут. Живут одной лишь надеждой на то, что должно что-то измениться, должны их услышать, увидеть их измотанное состояние, техническую забитость. Тем кто при смерти, витаминами не поможешь. Само уже не пройдет. Надо готовить сильный антибиотик и создавать послереабилитационный период для переработки. Предприятия держатся на грани. При этом, если молокозавод "падает", то 2/3 с/х производителей падают вместе с ними, т. к. их объемы молока невыездные (200 кг. молока экономически нецелесообразно транспортировать за 100-150 км.) В общем, весь свой опыт и знания в одном письме не передашь. Проблем в стране куча. Но занимаются их решением не профессионалы. Принимать решения по вопросам села на основании лживой статистики, находясь в уютном кабинете в центре заасфальтированного мегополиса удобно, но неэффективно. Шойгу в случае ЧП находится на месте трагедии в шатре. Так почему министр с/х не на засохших территориях или не в районах с наихудшими показателями? Почему заявляют что все в селе не так уж плохо? Я был в разных регионах - везде одно и то же: для показухи есть хозяйство в которое вбухали 100 млн. руб. при годовой выручке 15 млн. руб.(превратив его в банкрот), сделали его красивым и удобным для демонстрации проверяющим. И все вроде как ничего, если по сторонам не смотреть. Селу нужен "колхозник", знающий толк в земле, навозе, скотине и т. п. 6) Почему за коррупцию вы боитесь сурово наказывать? Нужно сажать и конфисковывать. По-другому в нашем зараженном обществе не получится. Тот, кто сознательно ворует гос. деньги - плюет в лицо граждан РФ. Этих врагов надо очень жестко наказывать. Нужно просто начать. Как только человек 20-30 посадите, и в СМИ осветите, затихнут тут же на 2-3 месяца. Через квартал еще 15-20. Я не за то, чтобы пересадить всех, кто позарился на деньги, торчащие из толстого гос. кошелька. Я за то, чтобы это прекратить. А это можно сделать, только если на чашу весов чиновник положит ответственность за воровство. Риски влияют на решение. Если сегодня за миллионные хищения чиновника могут уволить и дать условно, то риск незначителен, а значит, будут воровать. Надо бить по рукам, больно, чтобы больше не хотелось. Если проявите интерес к моим суждениям, буду рад поделиться низовым (практическим) опытом абсолютно бескорыстно. Вас я уважаю, вижу, что стараетесь, но охватить все проблемы в одиночку не сумеете. А команда у вас слабовата: демогогов много, а вот желающих до сути докопаться (кроме Владимира Владимировича) единицы. Благодарю за потраченное время. С уважением, Дмитрий
|